Чем отличается дополнение от обстоятельства

Определение

Определение – это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей? При синтаксическом разборе определение подчеркивается волнистой линией.

Например:

  • Пушистые облака плыли по голубому небу.

облака (какие?) пушистые

по небу (какому?) голубому

Какие способы выражения определения?

Определения выражаются словами разных частей речи:

  • прилагательными (голубое небо, зеленая трава);
  • одиночными причастиями (вылупившиеся цыплята) и причастными оборотами;
  • порядковыми числительными (третий билет);
  • местоимениями-прилагательными (наша дача, твоя школа);
  • существительным или местоимением в косвенном падеже (пальто из хлопка, его рука);
  • словосочетаниями (платье из белого шифона).
  • наречиями (пальто нараспашку, рубашка навыпуск);
  • инфинитивом (привычка зевать).

По способу выражения и синтаксической связи между определяемым и зависимым словом все определения делятся на:

  • согласованные, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемыми словами
  • несогласованные, которые связываются с главным словом подчинительной связью управления или примыкания.

Несогласованные определения выражаются следующими частями речи и их формами:

  • существительным в косвенном падеже с предлогом и без него

приказ (чей?) директора; кепка (какая?) с козырьком; платье (какое?) в горошек.

  • притяжательным местоимением 3 лица (его, её, их)

его выражение – выражение (чье?) его; её наглость – наглость (чья?) её; их проблемы – проблемы (чьи?) их;

  • наречием

поступок исподтишка; борщ по-армянски; дом напротив; дорога наискосок.

  • формой сравнительной степени прилагательного

кофе покрепче; девочка постарше; мальчишка посмелее.

  • инфинитивом

возможность отдохнуть; желание присесть; время начать.

  • нечленимым словосочетанием

девочка пяти лет; товары повседневного спроса; дом в шести шагах; добрейшей души человек.

Видео

Определение

Определение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы какой? чей?

Обычно в пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние пояс­ня­ет под­ле­жа­щее или дру­гой вто­ро­сте­пен­ный член со зна­че­ни­ем пред­ме­та. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет раз­лич­ные при­зна­ки пред­ме­тов (какой?) или при­над­леж­ность (чей?). В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся вол­ни­стой линией.

Крупные мох­на­тые (какие?) сне­жин­ки закру­жи­лись в воз­ду­хе (Г. Скребицкий).

Способы выражения определения

Определения выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • при­ла­га­тель­ны­ми (сол­неч­ный луч, мами­на доч­ка);
  • оди­ноч­ны­ми при­ча­сти­я­ми (обле­тев­шие листья) и при­част­ны­ми обо­ро­та­ми;
  • поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми (пер­вый ответ);
  • местоимениями-прилагательными (наш сад, твой дом);
  •  суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в кос­вен­ном паде­же (паль­то из шер­сти, его лицо);
  • сло­во­со­че­та­ни­я­ми (стол из крас­но­го дере­ва).
  • наре­чи­я­ми (паль­то нарас­паш­ку, рубаш­ка навы­пуск);
  • инфи­ни­ти­вом (жаж­да выжить, при­выч­ка шеп­тать).

Зеленоватый сумрач­ный воз­дух, напол­нен­ный дымом и жёл­ты­ми отсве­та­ми скал, стру­ил­ся над нами (К. Паустовский).

Медведь (какой?) сред­ней вели­чи­ны возил­ся око­ло липы (В. Арсеньев).

В зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния и син­так­си­че­ской свя­зи, суще­ству­ю­щей меж­ду опре­де­ля­е­мым и зави­си­мым сло­вом, все опре­де­ле­ния быва­ют согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные.

Дополнение

Чтобы понять, что такое допол­не­ние, вспом­ним немно­го осно­вы рус­ско­го син­так­си­са.

В дву­со­став­ном про­стом пред­ло­же­нии суще­ству­ет обыч­но два соста­ва:

  • состав под­ле­жа­ще­го (под­ле­жа­щее + опре­де­ле­ния);
  • состав ска­зу­е­мо­го (ска­зу­е­мое, допол­не­ние и обсто­я­тель­ство).
  • Вот поче­му такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся дву­со­став­ным в отли­чие от одно­со­став­ных пред­ло­же­ний.

    Дополнение харак­те­ри­зу­ет ска­зу­е­мое. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей:

    Шорник Антип Калачиков ува­жал (в ком?) в людях душев­ную (что?) чут­кость (В. Шукшин).

    Под зеле­нев­ши­ми дуба­ми зем­ля была усы­па­на (чем?) листья­ми (В. Вересаев).

    При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния допол­не­ние под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной лини­ей.

    Дополнение — вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, выра­жен­ное ска­зу­е­мым, и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?

    Прямое и косвенное дополнение

    В зави­си­мо­сти от того, какой падеж­ной фор­мой суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) выра­жен рас­смат­ри­ва­е­мый вто­ро­сте­пен­ный член и какой гла­гол (пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный) управ­ля­ет им, в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют пря­мое или кос­вен­ное допол­не­ние.

    Если дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит непо­сред­ствен­но на пред­мет, то такое допол­не­ние явля­ет­ся пря­мым. Грамматически это выра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щим обра­зом: пере­ход­ный гла­гол управ­ля­ет суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га или роди­тель­но­го паде­жа, если сло­во име­ет зна­че­ние части от цело­го.

    Горные хреб­ты пере­се­ка­ли при­мор­скую (что?) доли­ну (К. Паустовский).

    Остальные допол­не­ния явля­ют­ся кос­вен­ны­ми. Сравним:

    Я пишу (что?) кни­гу. Разумеется, я поль­зу­юсь при этом (чем?) язы­ком, (чем?) сло­ва­ми (Ю. Смирнов).

    Обстоятельство

    Что такое обстоятельство?

    Обстоятельство при­над­ле­жит к груп­пе ска­зу­е­мо­го и харак­те­ри­зу­ет раз­лич­ные усло­вия совер­ше­ния дей­ствия или про­яв­ле­ния при­зна­ка предмета.

    За мостом (где?) я под­нял­ся (куда?) на взго­рье, вошел (куда?) в город моще­ной доро­гой (И. Бунин).

    Вопросы к обстоятельству

    В зави­си­мо­сти от того, какой при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка обо­зна­ча­ет обсто­я­тель­ство, этот вто­ро­сте­пен­ный член отве­ча­ет на вопросы:

    • рас­тут где? в поле;
    • ведут куда? вдаль;
    • тянет отку­да? из подвала;
    • слу­чи­лось когда? утром;
    • извест­но с каких пор? с дав­них пор;
    • поблед­нел поче­му? от страха;
    • вышел с какой целью? встретить;
    • сме­ять­ся как? заразительно;
    • смеш­ной до какой сте­пе­ни? очень;
    • гуля­ем несмот­ря на что? на про­лив­ной дождь;
    • зво­ни­те при каком усло­вии? в слу­чае высо­кой температуры; 
    • свер­нул­ся подоб­но чему? колобком.

    Обстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет усло­вия совер­ше­ния дей­ствия или сте­пень про­яв­ле­ния при­зна­ка, пояс­ня­ет сло­ва со зна­че­ни­ем дей­ствия, состо­я­ния и при­зна­ка и отве­ча­ет на вопро­сы: где? куда? когда? как? поче­му? зачем? с какой целью? несмот­ря на что? вопре­ки чему? при каком условии?

    При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду её штри­ха­ми, например:

    На реке (где?) еще было про­хлад­но и тихо (И. Бунин).

    Зимой (когда?) Балтика пустын­на и угрю­ма (К. Паустовский).

    Способы выражения обстоятельств

    Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

    Быстро (как?) под­ни­ма­лось и рос­ло белое обла­ко (отку­да?) с восто­ка (С. Аксаков).

    Но стаи тете­ре­вов выле­та­ли (как?) с шумом из люби­мой рощи ( с какой целью?) искать ноч­ле­га (где?) на высо­ких и откры­тых местах… (А. Аксаков).

    Военный, (как?) при­дер­жи­вая рука­ми в зам­ше­вых пер­чат­ках полы шине­ли,  взбе­жал (куда?) на крыль­цо (И. Бунин).

    Этот вто­ро­сте­пен­ный член выра­жа­ет­ся также

    Примеры:

    Бабушка до сих пор любит его без памя­ти и сер­дит­ся, если гово­рят об нём с неува­же­ни­ем (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

    Однообразная трес­кот­ня уба­ю­ки­ва­ет, как колы­бель­ная пес­ня (А. П. Чехов).

    Что-то на ред­кость фаль­ши­вое и неуве­рен­ное чув­ство­ва­лось бук­валь­но в каж­дой строч­ке этих ста­тей, несмот­ря на их гроз­ный и уве­рен­ный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

    Теги