Что такое частушка? Определение и виды частушек

Что такое частушка?

Частушка – музыкально-стихотворный жанр народного творчества, характеризующийся с литературной точки зрения иронией, юмором, а с музыкальной – ритмичностью и краткостью. Текст и стихотворная составляющая в частушке превалируют над музыкальной, поскольку музыка подстраивается под стихи ритмически, в то же время отличаясь безыскусностью и простотой. Музыка частушек – это мелодии без сложных гармоний, с речитативным написанием. Частушка при этом сопровождается импровизацией на народных музыкальных инструментах – балалайке, гуслях, трещотках, дудках…

Например,

Маня верила приметам И отстала по предметам Потому что от примет Никакой-то пользы нет.

По данным фольклористов, частушка как фольклорный жанр в России сформировался во 2й половине XIX века. Это слово впервые в науке было употреблено писателем Николаем Васильевичем Успенским – собирателем фольклора, составлявшем описание народных жанров.

Основой для возникновения частушки, по мнению ученых, стали потешки, дразнилки, припевки во время игр и плясок, скоморошьи прибаутки.

Видео

Видео

История

Встречаются некоторые факты и упоминания о коротких злободневных или просто веселых песенках еще в XVIII веке. Правда, все они довольно неубедительны. А потому принято считать, что частушка как жанр народного творчества зародилась в середине XIX века и особенно интенсивно развивалась в первые десятилетия становления советской власти.

Изначально многие считали, что частушки – это то, что нельзя принимать в качестве народного творчества, и подобный жанр может погубить народные песни, исказить их смысл и вообще придает русскому фольклору несерьезный, дурашливый оттенок. Против частушек, кстати, выступал сам Федор Шаляпин и многие другие деятели искусства начала XX века, считая их слишком пошлыми и глупыми. Правда, со временем все изменилось, и многие композиторы стали использовать остроту и своеобразие этого жанра. И в наше время частушки занимают важное место в числе жанров народного творчества. Так что мы разобрали, что такое частушки, определение этого жанра и его историю.

И, кстати, интересный факт: на Дону частушек никогда не было, кроме завезенных из других регионов. Связанно это было с тем, что донские казаки относились к такому жанру народного творчества весьма презрительно, считая его глупым и позорным.

Теперь же рассмотрим наиболее распространенные их виды.

История появления и развития

В качестве самостоятельного жанра частушки сформировались к середине девятнадцатого века. Наибольшее распространение они получили в юношеской и молодежной среде. От этого они обладают особым задором, а их тематика близка молодому поколению.

В качестве истоков для русских частушек можно выделить:

  • припевки – это энергичные и веселые спутницы плясок, которые существовали в давние века;
  • скоморошины – небылицы, которые исполнялись скоморохами;
  • коломыйки – украинские шуточные элементы фольклора.

Сначала частушки не признавали в качестве художественного жанра. В двадцатом веке их мелодичность привлекла внимание со стороны композиторов. Современные частушки занимают важное место в национальной песенной культуре России. Однако они не прижились на Дону. Связано это было с особой культурой, которую принесли с собой казаки. На иностранные языки слово не переводится, частушки называют на русский манер.

Поэзия частушек в оценках певцов

Экспрессия частушки требовала определенного поэтического выражения. Чаще всего они пишутся хореем, где зарифмованы 2-я и 4-я строки.

Интересно, что ряд певцов считал унизительным для себя и музыки исполнение частушек. Еще на Дону, в казацких поселениях частушек никогда не существовало. Сами казаки их не сочиняли, относясь к этому жанру презрительно, считая его глупым и даже позорным. Такое отношение переняли и некоторые деятели искусства. Мнение, что частушки пагубны для народного песенного творчества, что именно они придают глубокомысленному русскому фольклору дурашливый оттенок. Так, против частушек выступал великий баритон Федор Шаляпин. Он исполнял много народных песен, но, конечно, не частушек (еще раз отметим, что это был преимущественно женский жанр), объявляя их пошлыми и глупыми.

В поэтическом языке частушек присутствует красочность образов и сравнений, которые порой становятся нелитературными – употребляется обменная лексика, мат. Отсюда близость частушек к жаргонным песням, например, близка частушкам «Мурка». По смыслу она похожа на частушки, но имеет сюжет. Таким образом, со временем многие композиторы стали использовать остроту и резкость жанра частушки. Интересна судьба матросского танца «Яблочко», который многие причисляют к частушкам. Изначально это пляс матросов, который был сочинен еще в Средние века в Англии и Ирландии под именем «Хорн пайп». Он разошелся по миру во второй половине 18 века в том виде, который нам привычен, и исполнялся только танцорами мужского пола (сейчас исполняется и при участии женщин). Затем на него были народом созданы блатные тексты – видимо, в штрафных батальонах. Танец был интеллигентным, а для уголовников он превратился в плясовую песню, под которую они коротали зэковские будни. Со временем «Яблочко» стали исполнять и в солдатской среде – во время Великой Отечественной на эту мелодию было создано множество текстов. А мелодия танца по ритмичности действительно близка частушкам. Кроме того, возможность импровизации текстов позволяла использовать их как некие мужские частушки. Ярким и самым известным исполнителем жанра блатных (жаргонных, воровских, бандитских) песен был Леонид Утесов. Этот великий певец имел небольшой голос – по сей день музыковеды не знают, имел ли он тенор или баритон, – но владел им гениально. Интересно, что по просьбе Сталина Утесов однажды прямо на большом правительственном концерте исполнил блатную песню «С одесского кичмана». Утесову запретил петь блатные песни тогдашний министр культуры Борис Шумяцкий, угрожая арестом. Встретив Шумяцкого после концерта для Сталина, Утесов не преминул подразнить его, рассказав, что исполнил по просьбе «человека, которому не мог отказать» «С одесского кичмана». Министр долго кричал и угрожал Утесов, пока тот, вволю навеселившись, не объявил, что просил его об этом сам Сталин. Шокированный и испуганный (еще бы – принизил вкус самого вождя, за это могли и расстрелять!), министр поспешил молча уйти. Больше он никогда и ни в чем не перечил Утесову.

Характер исполнения

Характер исполнения

Смешные частушки и прочие припевки имеют особую манеру исполнения. В большинстве случаев они поются громко и напряженно. Звучали они часто на улице, поэтому важно, чтобы вокал был средним либо высоким.

Однако сами слова произносятся нечетко, они как бы зашифровываются. Связано это с тем, что большинство присутствующих знают содержание произведения, и им нет необходимости вслушиваться. Гораздо важнее создать настроение для публики. Это касается смешных частушек.

По-другому исполняются страдания, то есть лирические произведения. Для них требуется мягкая, скромная и доверительная система исполнения.

Часто плясовые припевки поют визгливым женским голосом в максимально высоком регистре.

Теги