Содержание материала
Возникновение и развитие жанра
Ситком – это ситуационная комедия. На радио и телевидении этот жанр утвердился как многосерийное шоу с постоянными главными героями и определенным местом действия.
Закадровый смех зрителей – типичная черта большинства ситкомов. Продолжительность каждой серии обычно не превышает 30 минут.
Ситком появился в двадцатые годы 20 века на американском радио. Через полвека, в семидесятые годы, этот жанр получил широкое признание благодаря телевизионным комедийным сериалами.
Термин «ситком» (sitcom) известен с 1951 года – так был назван жанр телекомедии «Я люблю Люси», которая шла на американском телевидении в течение шести лет и считается самым популярным телесериалом в истории кино.
Однако ещё раньше, в 1946 году на BBC в Великобритании вышел комедийный сериал «Прогресс Пинрайта», а в США в 1947 году на телевидении вышло шоу «Мэри Кэй и Джонни», которые по своей форме и содержанию являлись ситуационными комедиями.
До 80-х годов популярность ситкомов и их роль в культуре США и многих других стран была очень высока, но затем их стали вытеснять реалити-шоу и многосерийные «мыльные оперы» с последовательной сюжетной линией.
Тем не менее, в дальнейшем было снято много смешных ситкомов, заслуживших любовь зрителей. К ним можно отнести сериал «Мистер Бин» (1990, Великобритания), «Друзья» (1994, США), «Книжный магазин Блэка» (2000, Великобритания), «Офис»(2005, США).
Видео
Шутки
В сценарий ситкома часто вставляются вербальные и визуальные шутки.
Разобраться в словесных (вербальных) можно, изучив, например, классификацию Дина Грега:
- Отсылка к предыдущей шутке – сквозная шутка, которая повторяется в течение одного или нескольких эпизодов («У нас был перерыв!» – сквозная фраза, которую Рос и Рейчел из «Друзей» повторяли друг другу в течение нескольких сезонов).
- Эхо – мгновенное отражение и перенаправление шутки.
- Ирония с подтекстом – говорить о смешных вещах с серьезным видом и наоборот.
- Разрушение ожиданий.
А визуальные шутки хорошо разобрал Константин Глинка:
- Слоуберн – медленный поворот головы героя как реакция на фразу или диалог.
- Покерфейс – наблюдать, ощущать свое превосходство над другими персонажами, зная некую тайну, и стрелять глазами с загадочным видом.
- Ломание «четвертой стены» – персонаж после шутки иронично смотрит прямо в камеру, на зрителя, как бы говоря «ну, ты меня понял, да?».
Особый эффект достигается при умелом сочетании визуальных и вербальных шуток.
Востребованность ситуационных комедий
Сериал ситком широко популярен и востребован во всем мире. Китай, Новая Зеландия, Дания и Индия выпускают собственные фильмы этого жанра в большом количестве. Обычно, дальше местного телевидения ситкомы не распространяются. В Канаде и Великобритании такие сериалы, помимо местного телевидения, транслируются за пределами родных стран. Но они не имеют широкой популярности из-за маленького штата сценаристов, не умеющих поддерживать шутки на высоком уровне. Самые востребованные ситкомы – американские. Над ними трудится целый профессиональный штат сценаристов. Для внесения новых идей приглашаются, зарекомендовавшие себя известные режиссеры со стороны.
Как в России, так и за рубежом переполненная стрессами жизнь требует небольшой разрядки или разгрузки. Комедийные сериалы заставляют человека смеяться и расслабиться. Благодаря таким эмоциям вырабатывается гормон счастья – серотонин. Это заряжает энергией, хорошим настроением и помогает снять стресс. Поэтому рейтинг ситкомов постоянно движется вверх. Телезрители нуждаются в такой разрядке, что заставляет создателей снимать и придумывать все новые идеи для сериалов.
Ситком – это колоритная история с развитием
Если оригинальная комедия положений ставилась еще в первых театрах и была одной из знаковых в творчестве Шекспира, то о ситкомах человечество узнало лишь сотню лет назад. В двадцатых годах прошлого века в США появились комедийные радиопостановки, развлекавшие общество на протяжении трех десятилетий.
Но конкретный термин официально начали использовать лишь при переходе в телевизионный формат, поэтому первым ситкомом обычно называют сериал «Я люблю Люси», стартовавший в октябре 1951-го.
Шоу о предприимчивой домохозяйке, пытающейся пробиться в шоу-бизнес своего мужа, длилось всего 6 сезонов, однако до сих пор остается на вершинах рейтинга Нильсена. «Я люблю Люси» считается одним из популярнейших сериалов, охватывающих американскую аудиторию более чем в 40 млн зрителей ежегодно.

Сюжетные зарисовки в жанре ситкома обладают рядом отличительных черт, характерных для комедийных телепостановок с множественными эпизодами. За многие годы развития выработался оптимальный формат:
- такие сериалы стараются не перегружать зрителя обилием информации, большим набором героев или затяжными историями;
- в ситкомах обычно одни герои – персонажи не меняются, а новые появляются лишь изредка и вскоре, как правило, пропадают;
- яркость подачи – главными персонажами ситкома обычно выступают какие-либо типажи (то есть образы с гипертрофированными чертами);
- логическая завершенность сюжета – каждая серия самодостаточна (начинается с одной ситуации, развивается в ней же и заканчивается ее разрешением);
- преднамеренная компактность – в 20-30 минут умещается одна серия, титры и несколько рекламных блоков.
К началу восьмидесятых появились так называемые мыльные оперы, составившие опасную конкуренцию комедийным постановкам, растянутым на десятки (а то и сотни) серий. Понятно, что ситкомы были вынуждены подстраиваться и видоизменяться, чтобы не терять зрителей, заинтересовавшихся трогательными историями о любви и семейных перипетиях.
Виды ситкомов
Разновидность жанра ситком — что это? Условно рассматриваемые ленты можно разделить на несколько видов.
1. Юношеские или детские ситуационные комедии. В них главными героями выступают в основном подростки и дети. Они постоянно попадают в глупые и нелепые ситуации.
2. Ситкомы-комиксы. Например, фильм «Бетмэн», снятый с трюками и драками в стиле комиксов.
3. Политические ситуационные комедии. Например, «Да, господин министр» — описывает жизнь вымышленного министерства и работающих в нем сотрудников.
4. Офисные ситкомы рассказывают о трудовых буднях.
5. Семейные ситуационные комедии и другие.
Семейное шоу
Семейный ситком основан на юмористическом описании взаимоотношений в семье, подчеркивании различных, зачастую контрастных характеров персонажей.
Классическое шоу «Моя жена Люси» строится на противостоянии характеров мужа и жены. К такому типу комедий относятся также «Я женат на Джоане», «Дарма и Грег».
Семейные ситкомы, снятые в США и получившие большую известность: «Все в семье» (1971), «Дарма и Грег» (1997), «Полный дом» (1987), «Все любят Рэймонда» (1996), «Задержка в развитии» (2003), «Американская семейка» (2009) «Женаты и с детьми» (1987).
В сюжетах, где главное место отведено непростым и забавным отношениям пары, закономерным финалом является рождение ребенка.
В комедийных сериалах, где главными персонажами являются дети-подростки, действие строится вокруг характеров тинейджеров, которые по-своему понимают взаимоотношения между людьми и смысл многих событий.
Поэтому взрослым приходится справляться с нелепыми и смешными ситуациями, помогая пока еще наивным детям. Таковы американские сериалы «Лиззи Магуайер» (2001) «Семейка Брейди» (1969).
Жёсткого разделения персонажей на «плохой – хороший», «добрый – злой» в этих комедиях нет. Забавные и смешные ситуации основаны на противопоставлении эмоциональности и рациональности, мудрости и наивности, желании избежать осложнений и нелепостью средств, используемых для этих целей.
Какая эпоха ситкомов лучше и как они менялись
Подавляющее большинство поклонников ситкомов 1990-х будут доказывать, что «Друзья» и «Сайнфелд» — лучшие представители жанра. Они, вероятно, легко смогут цитировать сериалы и подпевать заглавным песням.
То же самое касается зрителей ситкомов 2000-х годов с такими шоу, как «Офис», «Как я встретил вашу маму» и «Парки и зоны отдыха». Определенно есть некое пересечение стиля между этими эпохами и их телешоу, но со временем ситкомы адаптировали другие жанры и превратились в модернизированный новый стандарт. В результате чего любые новые или текущие ситкомы с живой аудиторией или структурой смеха кажутся устаревшими. И часто безвкусными.
Например, ситкомы по-прежнему состоят из группы повторяющихся персонажей в одной и той же среде, но все зависит от того, как построен сюжет шоу. Домашние ситкомы, скорее всего, будут о семье и домашней жизни. Ситкомы о работе будут больше различаться в зависимости от сферы деятельности.
Ситкомы всегда были популярны. Но если сравнить «Я люблю Люси» с чем-то вроде «Офиса», могут возникнуть проблемы. Да, это один жанр, но их формы очень разные. Они отражают эпоху, в которую были созданы.

Слово «ситком» говорит тебе о стандартном для жанра наборе: обычные локации и закадровый смех. Эта форма существовала десятилетиями.
Современные ситкомы уже другие. Они свободно перемещаются между локациями и часто обходятся без закадрового смеха. Например, «Парки и зоны отдыха» и «В Филадельфии всегда солнечно» (советует Илья Найшуллер) не похожи на стандартные ситкомы. Они больше напоминают малобюджетные независимые фильмы с их плохим освещением, черным юмором и трясущимися камерами.
Отличительные особенности
Премьерные показы серий преимущественно идут по ТВ, иногда – на стриминговых платформах или видеохостингах. В США они выходят с осени и до конца весны по одной серии в неделю. Из-за чего на вечер каждого буднего дня нужен свой проект.
В России серии выходят обычно с понедельника по четверг, иногда с понедельника по пятницу. На показ всего сезона уходит от двух до трех месяцев, после чего канал запускает в этот слот следующий проект
Особенности ситкомов:
- тайминг серии – 24 минуты (с рекламой – полчаса);
- количество серий в сезоне – от 16 до 24;
- закадровый смех, если это многокамерный ситком, снятый в павильоне (смех настоящих зрителей, приглашенных на съемку, для обкатки сценария)
- ограниченное число повторяющихся из серии в серию локаций (кафе, дома героев, их мест работы);
- музыкальные отбивки при переходе от одной сцены к другой;
- сюжет серии строится по формуле: «исходное положение – происшествие – перипетии – кульминация – возврат в исходное положение»;
- в классическом ситкоме серии между собой сюжетно почти не связаны. Но сегодня эта тенденция отступает;
- контрастность характеров героев (8 комедийных характеров по Скотту Седите).
[править] Directed by Robert B. Weide
Виновник торжества в майке со знаменитыми титрами
Мем, заключающийся в монтировании к роликам с разными неловкими ситуациями титров из малоизвестного в наших краях ситкома «Умерь свой энтузиазм» («Curb Your Enthusiasm», юмор которого построен как раз на таких ситуациях), обязательно с надписью «Directed by Robert B. Weide» на черном фоне, и характерной мелодией. Впервые был использован в конце 2015 года в ролике с награждением мисс Вселенной, где корону случайно вручили не той участнице, но по-настоящему стал популярен в 2020 году, ибо про сам этот год в целом можно сказать, что он «directed by Robert B. Weide». Сам режиссер вначале был далеко не в восторге от внезапно свалившейся ему на голову популярности, но в итоге смирился.