История создания МФЦ

Понятие МФЦ

Многофункциональный центр (далее по тексту МФЦ) — это специальное учреждение, выполняющее обязанности многих государственных служб. МФЦ служит одной простой цели — объединить под одной крышей множество специалистов из различных госслужб с целью повышения качества оказываемых ими услуг.

МФЦ или многофункциональный центр — это организация, предназначением которой является удобное и комфортное предоставление комплексных услуг для каждого отдельного субъекта и для юридических лиц. Иными словами, эта организация предоставляет муниципальные и государственные услуги для предприятий и для населения. Также МФЦ является своеобразным посредником между органами исполнительной власти и гражданами страны. Плюсы работы такой организации — концентрация на максимально удобном для человека общении и предоставлении услуг, исключая бюрократию и долгое, некомфортное ожидание в очередях.

Под многофункциональным центром, как отмечает С.Н. Мезенцева, понимается «российская организация независимо от организационно-правовой формы, отвечающая установленным требованиям и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу одного окна».  

Аналогичного мнения придерживается Р.В. Аджубей, под многофункциональными центрами он понимает «организации, созданные в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом № 210 ФЗ, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».

Видео

Услуги МФЦ

Изначально, согласно разработчикам проекта закона о многофункциональных центрах, в них были включены следующие блоки услуг:

— регистрация прав на недвижимое имущество, регистрация прав на на земельные участки, собственность, получение выписки из государственного кадастра недвижимости, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду, перевод объектов недвижимости из одной категории в другую и т.п.;

— социальная поддержка населения – оформление через систему предоставления государственных и муниципальных услуг различных видов льгот, пособий и иных социальных выплат;

— регистрация граждан по месту пребывания, выдача документов, удостоверяющих личность граждан; регистрация актов гражданского состояния, рождения, смерти;

— регистрация предпринимателей, выдача лицензий и разрешений, оказание поддержки предпринимателям.

Первые многофункциональные центры в России в 2007 году, были открыты в Ростовской, Томской, Тульской, Иркутской и Омской области. В 2008 году в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, была закреплена особая роль и определены функции многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием современных информационных технологий.

В «Методических рекомендациях по созданию и обеспечению деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривается возможность создания таких центров в любой организационно – правовой форме собственности, хотя, как отмечают специалисты, приоритетной, все же является форма государственного (муниципального) учреждения.

В 2011 году Правительством РФ, были утверждены виды государственных и муниципальных услуг, которые могут предоставляться в многофункциональных центрах, а в 2012 году, Приказом Минэкономразвития была утверждена форма взаимодействия между органами представительной власти и многофункциональными центрами, разработаны Правила организации деятельности многофункциональных центров. К тому же с 2010 года реализация мероприятий по созданию системы предоставления государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры, была включена в Национальную стратегию противодействия коррупции.

Е. Е. Рябцева отмечает, что «повышение доступности государственных услуг позволит рассчитывать на достижение определенного социального эффекта… С учетом сокращения реальных доходов населения спрос на государственные услуги смещается в сторону социально-ориентированных услуг… Повышение качества оказания этой категории услуг позволит ослабить социальную напряженность в обществе и, с другой стороны, сокращение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров позволяет рассчитывать на увеличение рабочих мест, что также особенно важно в нынешней непростой социально-экономической ситуации».

Деятельность МФЦ ориентирована, прежде всего, на массовые и общественно востребованные государственные и муниципальные услуги. Ключевыми преимуществами системы многофункциональных центров в данный момент являются: независимость центров от органов государственной власти, а так же снижение коррупционной составляющей при обращении заявителя за государственной или муниципальной услугой.

[править] Предполагаемые последствия создания МФЦ

Предполагаются следующие результаты создания МФЦ:[43]

  • Институциональные изменения в российской экономике: повышение доли финансового сектора в ВВП и сопутствующее повышение ВВП за счет финансового сектора
  • Устойчивая и современная финансовая система
  • Повышение уровня международного доверия к России
  • Выгоды от интеграции России в мировую экономику

Для российской экономики:[44]

  • совершенствование законодательной базы в части финансовых рынков;
  • улучшение условий ведения бизнеса;
  • развитие финансовой индустрии;
  • улучшение системы рыночного регулирования;
  • усовершенствование инфраструктуры рынка;
  • повышение ликвидности рынка;
  • оптимизация налогового бремени на инвестиционную деятельность;
  • полномасштабное функционирование МФЦ в Москве также станет важным импульсом для развития российских регионов, в частности, региональной финансовой системы;
  • формирование МФЦ в Москве означает упрощение доступа к капиталу для российских компаний, а это — инвестиции в развитие всей страны.

Для российского общества:[45]

  • появление новых рабочих мест в финансовой сфере;
  • повышение уровня квалификации персонала;
  • развитие образования и науки;
  • новые возможности для предпринимателей;
  • развитие социальной инфраструктуры;
  • выгоды от межкультурного обмена за счёт привлечения в Москву большего количества иностранных специалистов.

Для партнёров из стран СНГ МФЦ в Москве будет означать еще и воссоздание — естественно, на новом уровне и в новых реалиях — уже существовавшего ранее общего рынка, облегчит эмитентам и инвесторам из стран-членов СНГ доступ к рынкам капитала стран-соседей.[46]

В мировом масштабе МФЦ в Москве облегчит доступ инвесторов из современных центров сосредоточения капитала (таких, как США, Западная Европа, Китай) к компаниям стран Восточной Европы и постсоветского пространства, и упростит поиск инвестиционных возможностей. Кроме того, появление еще одного развитого МФЦ повысит устойчивость глобальной финансовой системы, поскольку рост числа подобных площадок сам по себе является предпосылкой большей управляемости мировых финансовых рынков и прогнозируемости их поведения.[47]

[править] Аналитический центр «Форум»

Организационную, логистическую и аналитическую поддержку деятельности Проектных групп оказывает АЦ «Форум», председателем правления которого является А. С. Волошин.[32]

Некоммерческий фонд «Аналитический центр „Форум“» создан в соответствии с распоряжением Президента РФ № 455-рп от 07 июля 2010 г. в качестве центра анализа и разработок в сфере развития финансовых рынков в форме некоммерческой организации для обеспечения консультационного сопровождения деятельности по созданию международного финансового центра в Российской Федерации. Учредителем «Аналитического центра „Форум“» выступило Негосударственное образовательное учреждение «Российская экономическая школа (институт)».[33]

Министерство юстиции РФ зарегистрировало Некоммерческий фонд «Аналитический центр „Форум“» 3 ноября 2010 г.[34]

Аналитический центр «Форум» финансируется частными фондами. Финансирование АЦ «Форум» не имеет отношения к государственному бюджету.[35]

Как это работает?

В чём заключается принцип работы?

  1. Гражданин получает расписку с личным номером, которая подтверждает, что его обращение зарегистрировано. По желанию он может отслеживать движения документов на сайте, но его личного участия процесс документооборота не потребует.
  2. Если требуется снять копии с документов, то специалист центра тут же бесплатно их снимает.
  3. По факту обращения формируется дело. При необходимости дополнить его специалист МФЦ делает это самостоятельно, запрашивая соответствующие ведомства.
  4. Не позднее следующего рабочего дня сформированное дело отправляется в нужную инстанцию в электронном или бумажном виде.
  5. В установленные сроки должностные лица, ответственные за рассмотрение дела, должны вынести по нему решение. Если оно положительное, то для заявителя будет изготовлен требуемый документ. Если отрицательное ему будет отправлено уведомление с мотивированным отказом в выдаче.

Цели создания

Зачем нужны эти центры?

В чём же заключалось улучшение качества услуг, предоставляемых государством? Прежде всего в упрощении процедуры их предоставления желающим. Кроме того, создание МФЦ позволило решить ряд важных вопросов:

  • сократить время получения услуг;
  • повысить доступность государственных сервисов;
  • минимизировать административные барьеры для предпринимателей;
  • повлиять на производительность как отдельных работников государственных структур, так и на весь аппарат в целом;
  • сделать получение необходимого набора услуг комфортным для рядовых граждан;
  • как следствие  повысить удовлетворённость населения процессом получения услуг, в которых периодически у каждого возникает необходимость.

Детальную информацию об особенностях работы многофункциональных центров можно получить по номеру 8-800-450-00-71 с 8.00 до 20.00.

Функции МФЦ

Основными функциями МФЦ, по данным официального сайта Министерства экономического развития России, являются:

— прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;

— представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

— представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;

— информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;

— взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг;

— выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

— прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

ПЛАТНЫЕ И БЕСПЛАТНЫЕ УСЛУГИ

Заявитель обязан оплатить государственную пошлину (госпошлину), взимаемую за совершение юридически значимых действий (см. ст. 333.33 Налогового кодекса РФ), и лишь при условии, что конкретная услуга подлежит обложению указанным сбором. Внимание: все виды госуслуг оказываются в МФЦ бесплатно. При этом примите к сведению, что на базе МФЦ может быть организовано оказание дополнительных платных услуг как сотрудниками центра, так и сторонними организациями, которые ведущими деятельность в этом же помещении.

В частности это могут быть:

  • сопутствующие услуги – по заполнению документов (заявления на загранпаспорт, налоговой декларации и пр.);
  • технические услуги – сканирование, ксерокопирование документов (кроме бесплатного снятия копий, производимого специалистом непосредственно на приеме), распечатка документации с цифровых носителей, пр.;
  • юридические услуги – нотариат, составление договоров и учредительной документации;
  • финансовые услуги – бизнес-планирование;
  • услуги фотографа;

Платные услуги предоставляются исключительно по вашему желанию, а требовать с вас оплату за выполнение действий в рамках основной деятельности МФЦ сотрудники центра не имеют права.

Прейскурант платных услуг размещается в открытом доступе на информационных стендах и сайте МФЦ.

Теги