Камилавка + Православный Церковный календарь

Что это такое?

Изначально камилавка – это плотная шапочка, изготовленная из шерсти верблюдов, которая служила для защиты от палящих солнечных лучей днем и от холода по ночам. Носили их на Ближнем Востоке. Головной убор во многом схож с турецкими фесками.

Камилавки были чрезвычайно популярны в Византии, где носили название «скиадий» и красовались на голове императора, придворных и государственных служащих. И именно в Византии камилавки впервые начали носить священнослужители. К XV столетию форма шапочки окончательно приняла тот вид, который имеет сейчас.

В наши дни камилавка – это головной убор цилиндрической формы с характерным расширением в верхней части, лишенный полей.

Видео

Митра

Митра — богослужебный головной убор, самый красивый и, если можно так сказать, представительный. Это тоже награда, которую дают заслуженным священникам. После её получения их называют митрофорными.

Митры были известны в Древней Греции и Древнем Риме. Удивительно, но изначально это был исключительно женский головной убор. Потом его начали носить мужчины-щёголи. Оратор Цицерон в одной из своих речей говорил о моднике, который носил митру.

Митра символизирует императорскую власть. К нам традиция её ношения пришла из Греческой Церкви. В богослужебную практику там она вошла после падения Константинополя в 1453 году, а в нашей Церкви использовать её начали тогда же, когда и скуфью, и камилавку — в конце ХVIII века. Первоначально митры белому священству не давали — их могли носить только епископы, архиепископы и митрополиты, а также игумены монастырей. Первое награждение белого священника митрой произошло при императрице Екатерине ІІ: в 1786 году она наградила своего духовника, протоиерея Иоанна Панфилова. До февральской революции 1917 года митрой награждали редко. Привилегия жаловать её была у императоров — именно они подписывали указ о такой награде. Сейчас в этом плане всё намного проще, и мы видим, что митры носят многие священники.

Митру украшают иконами Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя и других святых (они могут быть разными). Сверху на ней изображена либо Пресвятая Троица, либо Херувим. На митре епископа сверху есть крест, а у священника его нет.

Священнические головные уборы в нашей Церкви появилась довольно поздно — во время церковных реформ патриарха Никона, которые были связаны не только с книгопечатанием и исправлением ошибок в церковных книгах, но и со многими другими вопросами. В частности, эти реформы коснулись и одежды священнослужителей. Головные уборы были восприняты из византийской традиции. Они постепенно входили в нашу богослужебную практику и повседневный обиход. Надо признать, что их не сразу приняли, потому что, как мы знаем, реформам патриарха Никона многие противились и препятствовали. Приверженцев старых традиций всё новое настораживало, потому скуфья, камилавка и митра стали привычными предметами гардероба священнослужителей поздно — в конце XVIII века, при императоре Павле І.

О церковных головных уборах говорят, что они — «покрывала смирения», это соответствует символике тернового венца, но у них есть ещё одно символическое значение. Облачение священника называют его духовными доспехами, потому что каждый христианин — это воин Христов, призванный к духовной войне не с плотью и кровью, а с духами злобы. Священник — как офицер, который возглавляет этих воинов. Его митру можно сравнить с духовным шлемом.

Какими бывают камилавки?

Прихожане, которые посещают церковные богослужения (хотя бы праздничные), не могли не заметить, что головные уборы духовенства различаются. Разумеется, первым, бросающимся в глаза отличием, является цвет головных уборов.

Так повелось, что в повседневности духовенством носятся черные и фиолетовые камилавки. Любой православный монах облачается в клобук. Это тоже камилавка, но максимально упрощенного фасона. Такой головной убор символизирует собой терновый венец. В праздничные и воскресные дни цвет облачения церковнослужителей меняется на золотой, белый, красный. Старообрядцы не носят камилавок, им в качестве головного убора служит скуфья.

Единого фасона у элемента облачения духовных лиц нет. Камилавки, которые носят в Греции и странах Балканского полуострова, отличаются от головных уборов русских священников. Греческий фасон достаточно своеобразен – в верхней, расширенной части, есть небольшие узкие поля. Благодаря столь специфической форме камилавки священника из этой страны всегда можно отличить от прочих.

Головные уборы, которые носит духовенство в Сербии и Болгарии, тоже отличаются от русских. Камилавки священников в этих странах не такие высокие, как в России, и имеют меньший диаметр. Нижний край головного убора церковнослужителей в этих государствах расположен гораздо выше линии ушей, чем обод камилавки у русских священников.

Повседневная одежда священнослужителей

Вне зависимости от степени священства все священнослужители в общественных местах носят одинаковую одежду. Для белого духовенства (женатого) это подрясник и ряса. Подрясник — неброского цвета длинная, практически до земли, рубаха с узкими рукавами. Ряса — длинная, до земли, верхняя одежда с широкими рукавами, преимущественно черного цвета. Однако цвет церковным уставом строго не оговорен. Головным убором служит скуфья, небольшая суконная или бархатная шапочка черного цвета (для заслуженных священников — фиолетового). 

Для черного духовенства (монашествующих) установлено ношение такой же одежды, как и для белого духовенства. Единственным отличием для них является ношение в торжественных случаях мантии (длинного плаща без рукавов). Головным убором служит клобук с наметкой (покрывалом).

У священников обязательным является ношение наперсного креста поверх одежды. Для епископов предусмотрено дополнительное ношение панагии (небольшой украшенной иконки на цепочке).

Камилавка в церкви

В греческой ортодоксальной церкви шапочка является неотъемлемой частью одеяния священнослужителя и выдается при принятии им сана. Как часть церковного облачения русская камилавка появилась в конце XVII столетия. В облачении служителей русской православной церкви этот головной убор заменил собой скуфью. Нововведение, изменившее привычный внешний вид священника, не было воспринято духовенством. Ношению камилавок долгое время сопротивлялись.

Сегодня камилавка – это составной элемент одеяния священнослужителей, имеющий специфические отличия в зависимости от того, в каком сане находится священник.

Теги