Коэффициент реагирования затрат

Коэффициент реагирования затрат

Производственные затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия, называются постоянными производственными предприятиями. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются. Примерами постоянных производственных затрат являются расходы на рекламу, арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов.

Для описания поведения переменных затрат в управленческом учете используется специальный показатель — коэффициент реагирования затрат (Крз). Он характеризует соотношение между темпами изменения затрат и темпами роста деловой активности предприятия и рассчитывается по формуле:

Крз = Y / X,

Где Y — темпы роста затрат, %;

X — темпы роста деловой активности фирмы, %.

Нулевое значение коэффициента реагирования затрат свидетельствует о том, что мы имеем дело с постоянными издержками.

Разновидностью переменных затрат являются пропорциональные затраты. Они увеличиваются теми же темпами, что и деловая активность предприятия. Если же коэффициент реагирования затрат равен единице, то затраты являются пропорциональными.

Другим видом переменных затрат являются дегрессивные затраты. Темпы их роста отстают от темпов роста деловой активности фирмы. Случай, когда

0< Крз <1, свидетельствует о том, что затраты являются дегрессивными.

Затраты, растущие быстрее деловой активности предприятия, называются прогрессивными затратами. Затраты являются прогрессивными, если Крз > 1.

Постоянные затраты — это расходы на аренду помещения, охрану, амортизационные отчисления и др. Совокупные постоянные затраты являются константой и не зависят от объемов деловой активности, но могут измениться под воздействием других факторов (например, если цены растут, то совокупные постоянные затраты тоже возрастают).

В реальной жизни чрезвычайно редко можно встретить издержки, по своей сути являющиеся исключительно постоянными или переменными. В большинстве случаев издержки являются условно-переменными (или условно-постоянными). В этом случае изменения деловой активности организации также сопровождаются изменениями издержек, но в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Условно-переменные (условно-постоянные) затраты содержат как переменный, так и постоянный компоненты (напр., оплата пользования телефоном состоит из фиксированной абонентной платы (постоянная часть) и оплаты междугородних переговоров (переменное слагаемое)).

Видео

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое затраты, какова экономическая сущность данной категории?
  2. Назовите основные признаки классификации затрат.
  3. Дайте определение понятиям «элемент затрат», «статья затрат». В чем состоит назначение классификации затрат по элементам и по статьям.
  4. Дайте определение прямых и косвенных, переменных и постоянных затрат. Приведите примеры.
  5. Охарактеризуйте зависимость затрат от объема производства.
  6. Дайте определение понятия «точка безубыточности». Приведите формулу расчета объема производства в точке безубыточности.
  7. Что такое маржинальная прибыль? В чем состоит сущность маржинального подхода при планировании деятельности предприятия?

Çàòðàòû èçäàòåëüñòâà, ñâÿçàííûå ñ èçãîòîâëåíèåì ðåêëàìíûõ áóêëåòîâ

Èçâåñòíî, ÷òî èíäåêñ èíôëÿöèè çà ïåðâîå ïîëóãîäèå ñîñòàâëÿë 3%, çà ïåðèîä ñ èþëÿ ïî ñåíòÿáðü — 2%. Ýòî âëèÿëî íà ñòîèìîñòü îñíîâíûõ ìàòåðèàëîâ, çàêóïàåìûõ èçäàòåëüñòâîì, è, êàê ñëåäñòâèå, íà îïëàòó òèïîãðàôñêèõ ðàáîò. Êðîìå òîãî, â àïðåëå è èþëå 2000 ã. çàðàáîòíàÿ ïëàòà âñåãî ïåðñîíàëà èíäåêñèðîâàëàñü íà 10%.

Íåîáõîäèìî:

  1. ñêîððåêòèðîâàòü èñõîäíûå äàííûå è ïðèâåñòè èõ ê âèäó, ñîïîñòàâèìîìó ñ óñëîâèÿìè íà 01.10.2000;
  2. ïîëüçóÿñü ìåòîäîì âûñøåé è íèçøåé òî÷åê, îïèñàòü ïîâåäåíèå èçäåðæåê, ñâÿçàííûõ ñ èçãîòîâëåíèåì áóêëåòà, ôîðìóëîé

Y = à + bõ (îïèñàíà íà ñ. 120).

  1. ×òîáû ñäåëàòü ñðàâíèìûìè äàííûå çà âåñü àíàëèçèðóåìûé ïåðèîä, íåîáõîäèìî âûïîëíèòü äâå êîððåêòèðîâêè — ïåðåñ÷èòàòü ñòîèìîñòü îñíîâíûõ ìàòåðèàëîâ è òèïîãðàôñêèõ ðàáîò, à òàêæå ñóììû íà÷èñëåííîé çàðàáîòíîé ïëàòû.

Ñ èþëÿ ïî ñåíòÿáðü åæåìåñÿ÷íî öåíû ðîñëè íà 2%.

Ñëåäîâàòåëüíî, 7600 ðóá., óïëà÷åííûõ â àâãóñòå, â ñåíòÿáðå ñîñòàâèëè áû

7600 ðóá. õ 1,02 = 7752 ðóá.

Ïîêàçàòåëü èþëÿ ê êîíöó ñåíòÿáðÿ óñòàðåë íà äâà ìåñÿöà. Ñòîèìîñòü ìàòåðèàëîâ è òèïîãðàôñêèõ ðàáîò èþëÿ, ïðèâåäåííàÿ ê ñåíòÿáðüñêèì öåíàì, ñîñòàâèò:

7800 ðóá. õ 1,02 õ 1,02 = 8115 ðóá.

Ñ ÿíâàðÿ ïî èþíü òåìïû èíôëÿöèè — 3%.

Ñëåäîâàòåëüíî, èþíüñêàÿ ñòîèìîñòü ìàòåðèàëîâ è óñëóã, ïåðåñ÷èòàííàÿ íà öåíû ñåíòÿáðÿ, ñîñòàâèò:

7800 ðóá. õ 1,03 õ 1,02 õ 1,02 = 8359 ðóá.

Àíàëîãè÷íûå ðàñ÷åòû âûïîëíèì è çà ñëåäóþùèå ìåñÿöû:

ìàé: 7450 ðóá. õ 1,03 õ 1,03 õ 1,02 õ 1,02 = 8223 ðóá.;

àïðåëü: 7400 ðóá. õ 1,03 õ 1,03 õ 1,03 õ 1,02 õ 1,02 = 8413 ðóá.;

ìàðò: 7350 ðóá. x 1,03 õ 1,03 õ 1,03 õ 1,03 õ 1,02 õ 1,02 = 8607 ðóá.

ôåâðàëü: 7300 ðóá. õ 1,03 õ 1,03 õ 1,03 õ 1,03 õ 1,03 õ 1,02 õ 1,02 = 8805 ðóá.;

ÿíâàðü: 7000 ðóá. õ 1,03 õ 1,03 x 1,03 x 1,03 x 1,03 x 1,03 õ 1,02 õ 1,02 = 8696 ðóá.

Çàðàáîòíàÿ ïëàòà èíäåêñèðîâàëàñü äâàæäû — â àïðåëå è èþëå.

Ñëåäîâàòåëüíî, âûïëàòû çàðïëàòû çà èþëü, àâãóñò è ñåíòÿáðü â êîððåêòèðîâêå íå íóæäàþòñÿ.

Çàðàáîòíóþ ïëàòó, íà÷èñëåííóþ â èþíå, äëÿ ïðèâåäåíèÿ ê âèäó, ñîïîñòàâèìîìó ñ ñåíòÿáðåì, íåîáõîäèìî óâåëè÷èòü íà 10%:

2100 ðóá. õ 1,1 = 2310 ðóá.

Àíàëîãè÷íî ïî äâóì ïðåäûäóùèì ìåñÿöàì:

ìàé: 2100 ðóá. õ 1,1 = 2310 ðóá.;

àïðåëü: 2100 ðóá. õ 1,1 = 2310 ðóá.

 àïðåëå ñîñòîÿëàñü ïåðâàÿ èíäåêñàöèÿ çàðàáîòíîé ïëàòû, ïîýòîìó çàðàáîòíóþ ïëàòó, íà÷èñëåííóþ â ÿíâàðå — ìàðòå, äëÿ ïðèâåäåíèÿ ê âèäó, ñîïîñòàâèìîìó ñ ñåíòÿáðåì, íåîáõîäèìî ñêîððåêòèðîâàòü äâàæäû:

ìàðò: 2000 ðóá. õ 1,1 õ 1,1 = 2420 ðóá.;

ôåâðàëü: 2000 ðóá. õ 1,1 õ 1,1 = 2420 ðóá.;

ÿíâàðü: 1800 ðóá. õ 1,1 õ 1,1 = 2178 ðóá.

Ïîëó÷åííàÿ èíôîðìàöèÿ ïðåäñòàâëåíà â òàáë. 3.

Òàáëèöà 3

Практика установления значений

На официальном сайте размещены базовые нормативы затрат и корректирующие коэффициенты к ним, которые федеральные ведомства утвердили по отношению к подведомственным федеральным учреждениям. Такая публикация осуществлена на основании правил финансового обеспечения выполнения государственных заданий федеральными учреждениями[4]. (Отметим, что с формирования заданий на 2020 год и плановый период эти правила изменятся: публиковать базовые нормативы затрат и отраслевые коэффициенты нужно будет на едином портале бюджетной системы РФ.)

Федеральные нормативы и коэффициенты не являются обязательными для применения субъектами РФ и муниципальными образованиями. На местах должны утверждаться собственные нормативы и коэффициенты по отношению к подведомственным государственным и муниципальным учреждениям. На практике федеральные значения нормативов и коэффициентов, конечно, могут учитываться при определении региональных и муниципальных значений, но все же те нередко отличаются от федеральных. Скажем, если федеральный базовый норматив затрат по услуге «Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки (с учетом всех форм, в стационарных условиях)» составляет 340,67 руб. на 1 посещение (см. сноску 2), аналогичный базовый норматив в Самарской области равен 151,05 руб. на 1 посещение[5]. Кроме того, в данном регионе применяются совсем иные корректирующие коэффициенты.

Снова сравним федеральные и региональные значения, но теперь для коэффициентов. В отношении федеральных учреждений к базовому нормативу применяется целый ряд отраслевых корректирующих коэффициентов (например, если указанную «библиотечную» услугу предоставляет учреждение, отнесенное к объектам особо ценного культурного наследия, норматив умножается на коэффициент 1,5, а если услуга рассчитана на детей и молодежь – на коэффициент 0,83). В то же самое время в Самарской области к аналогичной услуге применяется только один отраслевой коэффициент 2,5. Это происходит в том случае, когда услугу оказывает учреждение для незрячих и слабовидящих. А вот в городе Октябрьском (Республика Башкортостан) базовый норматив той же самой услуги составляет 26,83 руб. на 1 посещение, а значение корректирующих коэффициентов равно 1 (то есть фактически они не используются)[6].

Недостаточная прозрачность расчетов и открытость информации об утвержденных базовых нормативах и корректирующих коэффициентах остается одной из проблем применения нормативного подхода.

Такая большая разница между нормативами финансирования одной и той же услуги объясняется тем, что на практике их размер, как правило, рассчитывается не «от потребности», а исходя из исторически сложившейся ситуации на той или иной территории. Нередко бывает, что нормативы и корректирующие коэффициенты просто «подгоняются» под бюджетные ресурсы, имеющиеся для финансирования деятельности учреждений. Более того, распространена практика, когда установленные нормативы меняются уже в ходе выполнения учреждениями государственных или муниципальных заданий, – данная возможность даже закрепляется в соответствующих нормативно-правовых актах[7].

Регионы и муниципалитеты самостоятельно решают вопрос о том, в каком информационном источнике должны размещаться сведения об их собственных базовых нормативах затрат и корректирующих коэффициентах. В частности, в Новосибирской области установили, что соответствующие сведения публикуются на официальных сайтах органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждений, а в Новомосковске (Тульская область) информация должна размещаться на сайте городской администрации.

Теги