Название испанского танца с кастаньетами

История возникновения кастаньет

Именно в Испании кастаньеты стали неотъемлемой час

Именно в Испании кастаньеты стали неотъемлемой частью народного фольклора, но изобретены они были за тысячи километров от Пиренейского полуострова. Похожие музыкальные инструменты были распространены в Древнем Египте и Греции около 3000 лет до нашей эры. Это были незамысловатые деревянные палочки длиной от десяти до двадцати сантиметров. Палочки скрепляли между собой так, чтобы при ударе друг о друга они звонко трещали.

На древнегреческих вазах можно увидеть прямого прародителя кастаньет – кроталы. Строение и принцип игры удивительно схожи. Однако эволюция сделала кастаньеты более компактными.

Существует множество мнений о том, как именно кастаньеты попали в Испанию. Их могли привезти на Пиренейский полуостров греки ещё в древности или мавры во время реконкисты. Другие утверждают, что первые кастаньеты привёз в Испанию сам Христофор Колумб.

Видео

Известные направления испанских танцев

В Испании есть большое количество самобытных и узнаваемых танцев. Рассмотрим основные любимые в народе стили.

Фламенко

Наверное, самым известным испанским танцем является фламенко. Танец зародился в Андалусии, считается, что его в пятнадцатом столетии «принесли» в страну цыгане. Фламенко (бывает парным и сольным) — это танец, рассказывающий о вечном противоборстве мужского и женского начала. Танец имитирует страсть, ревность, любовные победы и поражения. Фламенко сопровождают мелодии гитары и треск кастаньет.

Фламенко популярен во всей Испании и далеко за ее пределами. Этот танец нередко называют «душой Испании». В стране часто проводятся конкурсы и фестивали, где свое искусство демонстрируют музыканты и танцоры. Композитор Хосе Торегросса даже написал музыку для мессы фламенко. Это оригинальное выражение религиозных чувств пришлось по душе не только испанским католикам, но и представителям других христианских конфессий.

Фанданго

Еще один популярный танец – фанданго. Этот танец исполняется парами и имитирует процесс ухаживания. Фанданго – история любви: от первого знакомства до пробуждения страсти. Танец начинается в спокойном темпе, который постепенно ускоряется. Иногда фанданго называют одним из направлений фламенко. Здесь также используется испанская гитара и кастаньеты.

Исполняют фанданго и двое мужчин. В этом случае «рассказ» идет о соперничестве. Первый партнер задает темп и ритм, задача второго – повторить и усложнить танцевальные движения.

Сарабанда

Культовым танцем в Испании, в Португалии и на юге Франции долго считалась сарабанда. Этот народный танец появился в шестнадцатом столетии. Изначально сарабанда вполне соответствовала испанскому темпераменту и менталитету. Танец имеет мавританские корни и исполнялся на празднике плодородия. Сарабанду танцевали парами, либо только женщины. В качестве аккомпанемента служило хоровое пение, барабаны и кастаньеты.

Народный танец вызывал недовольство у священников. Служителям Церкви казалось, что сарабанда повторяет языческие вакханалии. Постепенно сарабанда стала более размеренной и, в конце концов, музыку даже начали исполнять в качестве похоронного марша.

В семнадцатом веке композиторы объединили медленную и быструю сарабанду, и получился популярный придворный танец, который исполняли на балах. Сейчас сарабанда не является особо популярным танцем в Испании, однако необычная история этого танца служит вдохновением для композиторов и кинематографистов.

Качуча

Качуча – сольный танец, появившейся в Андалусии. Как и многие испанские танцы, качуча исполняется с кастаньетами. Этот танец символизирует женскую грацию, изящество, нежность.

Популярность качуча обрела в начале девятнадцатого столетия, благодаря танцовщице Фанни Эльсер. Эльсер танцевала качучу в театральной постановке «Владычица озера». Настоящий фурор произвело выступление танцовщицы в Соединенных Штатах на заседании Конгресса.

Сегидилья

Сегидилья – танец, который в обязательном порядке сопровождается пением. Как правило, мелодии сегидильи совмещают минорные и мажорные тональности, но в целом, это веселый подвижный танец, который исполняют под лютни, тамбурины, испанские гитары. Сегидилью танцуют парами, причем, в процессе танца пары меняются партнерами. Традиционно сегидилью исполняли на праздниках Урожая.

Болеро

Еще один популярный испанский танец – болеро. Он имеет немало общего с качучей. Танец также появился в восемнадцатом столетии, для него характерны классические испанские позы и па, в качестве музыкального сопровождения выступают тамбурины, кастаньеты, испанская гитара. Болеро может исполняться как сольно, так и парами.

Самое известное исполнение Болеро – адаптированное под классический танец в балете «Кармен-сюита» в исполнении Дианы Вишневой. Танец подчеркивает истинное женское начало, позволяет продемонстрировать грациозность, гибкость, изящество.

Хота

Хота – популярные в Испании танцы-сценки. Каждая композиция представляет собой небольшой рассказ о любви. Считается, что хота возник в восемнадцатом столетии в северной провинции Арагон, но, вполне возможно, что испанские крестьяне намного раньше начали танцевать хоту на праздниках и вечеринках.

Хота исполняется в национальных костюмах, танец обязательно исполняют на свадьбах, днях рождениях и национальных праздников. Помимо инструментального сопровождения, обязательно хоровое пение. В танце изящно переплетаются движения танцоров, голосовое сопровождение, зажигательные музыкальные ритмы. Основные движения – скачки, прыжки, удары ног о землю. Этот народный танец вдохновил немало великих композиторов, в том числе, Глинку, создавшего одну из лучших своих оркестровых пьес «Арагонская хота».

Мунейра

Мунейра — древнейший испанский танец. Композиции исполняют в национальных костюмах, главным отличием Мунейры является танцевальный шаг пасе и поднятые вверх руки. В качестве аккомпанемента используют тамбурины, барабаны, волынки, танцоры также используют кастаньеты. В переводе с испанского «мунейра» обозначает «мельница». Возможно, такое название танец получил из-за того, что его танцуют с поднятыми руками. Другая версия гласит, что мунейру часто танцевали возле мельниц после окончания рабочего дня.

Пасодобль

Отдельно из испанских танцев стоит выделить пасодобль. Несмотря на то, что танцевальная композиция появилась на юге Франции, пасодоблю свойственен «истинный испанский дух», именно поэтому танец, имитирующий корриду, так полюбился в Испании.

Пасодобль исполняют с сопровождением с музыкальным размером 2/4 либо 2/6, главная роль в танце отведена мужчине. Танцор «играет роль» тореро, а его партнерша – плаща тореадора или быка. Партнер должен продемонстрировать смелость и мужество. Партнёрша — гордость, порыв и грацию.

Пасодобль – сложный в исполнении танец. К его особенностям относят:

  • тесный контакт партнеров (танцоры постоянно находятся в тесном телесном контакте);
  • экспрессивность;
  • особая постановка корпуса: приподнятая грудь и опущенные плечи.

Пасодобль входит в обязательную латиноамериканскую программу спортивных бальных танцев, причем, это единственная конкурсная композиция, где оценивается не только мастерство партнеров, но и драматическая составляющая номера.

Особенности национального танца

Танец с кастаньетами сложно перепутать или не узнать, даже первые шаги и звуки музыки вызывают в воображении национальный колорит Испании. Как правило, фламенко танцуют женщины. Их красно-черные наряды завораживают, а уверенные четкие зажигательные движения приковывают взгляды зрителей. Ярко-алый цветок в черных волосах, озорной взгляд танцовщицы и движения танца как будто создают отдельный мир, в котором нет места посторонним. Есть только она, музыка и бешеный ритм кастаньет.

Интересно наблюдать, когда фламенко танцует одна женщина, но коллектив нескольких танцовщиц вызывает восторг и трепет. Их необычный внешний вид и слаженность движений в такт постукиванию кастаньет завораживают. Сегодня к испанскому фламенко примешиваются другие стили и движения из различных танцев, но самобытный национальный испанский танец с кастаньетами остается уникальным зрелищем, которому не нужны усовершенствования.

Стили фламенко и музыкальные инструменты

Существует два основных стиля фламенко, внутри которых выделяются подстили. Первый – хондо, или фламенко гранде. В него входят такие подстили, или по-испански палос, как тонá, солеа, саэта и сигирийя. Это старейший вид фламенко, в котором слушатель может выделить грустные, страстные ноты.

Второй стиль – канте, или фламенко чико. К нему относятся алегрия, фаррука и болерия. Это очень легкие, жизнерадостные и веселые мотивы в игре на испанской гитаре, в танце и пении.



Помимо испанской гитары музыку фламенко создают

Помимо испанской гитары музыку фламенко создают кастаньеты и пальмас, то есть хлопки в ладоши.

Кастаньеты своей формой напоминают ракушки, соединенные между собой шнурком. Левой рукой танцор или певец отбивает основной ритм произведения, а правой – создает замысловатые ритмические рисунки. Сейчас искусству игры на кастаньетас можно научиться в любой школе фламенко.

Другой важный инструмент, сопровождающий музыку, это пальмас, хлопки. Они отличаются по звонкости, длительности, ритму. Без хлопков невозможно представить ни одно представление фламенко, так же как и без криков “Olé”, которые только придают уникальность танцу и песне.

Использование кастаньет во фламенко

Использование кастаньет во фламенко

Чтобы виртуозно овладеть техникой игры на кастаньетах танцору или танцовщице необходимо обладать внутренним чувством ритма и высокой концентрацией. Сочетать страсть, эмоции и целый вихрь собственных движений с одновременной игрой на кастаньетах – это целое искусство.

Обычно кастаньеты служат аккомпанементом народных танцев, и, если мы говорим о фламенко, этот инструмент используется в таких стилях, как севильяна, разновидностях фанданго, например, вердиалес или фанданго де Уэльва.

Также кастаньеты часто используются в самых древних и наиболее известных стилях фламенко, например, сегирийя, солеа, канья, гуахира и караколес.

Теги