ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - что это такое. Описание парцелляции - Журнал Амром

Описание парцелляции

Смысл любого предложения передается в базовой фразе. Парцеллят передается зависимой частью конструкции. Все вместе создает парцеллированную конструкцию.

Иначе парцелляцию в русском языке можно назвать средством выделения, постановки акцента. Таким образом в конструкции появляется дополнительный смысл.

Пример: «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих. Играя по своей собственной первоочередной системе. Плача настоящими слезами, не глицериновыми. Истекая не клюквенным соком. Никому не подражая. Ничего не имитируя» – «Сегодняшняя газета», 16 авг. 1997 г.

В примере базовой частью является фраза «Она действительно отличается от большинства современных актрис, равно хороших или плохих», все остальные короткие предложения – это парцелляты. По сути своей они являются «оторванными» от глагола деепричастными оборотами.

Видео

Примеры парцелляции из художественной литературы

Используется для создания эффекта живой, взволнованной речи:

— Браво, Родька! И я тоже не знал! — вскричал Разумихин. — Сегодня же в читальню забегу и нумер спрошу! Два месяца назад? Которого числа? Все равно разыщу! Вот штука-то! И не скажет!

Федор Достоевский, «Преступление и наказание»

Служит средством подчеркивания эмоций, особенного чувственного состояния:

В измятом платье, с ненатуральной улыбкой на лице, лежала женщина. Она была чьей-то женой. Она лежала. В измятом платье. В сером платье. С ненатуральной улыбкой.

Вениамин Каверин, «Скандалист»

Рисует характер персонажа, передает напор и снова изображает живую быструю речь:

Тулин и Возницын ждали их на углу.

— Идея! — издали закричал Тулин. — Есть идея! Падай мне в ноги, так и быть, помилую! Я! Беру! Тебя! Зачисляю! К! Себе! В! Группу! Вот!

Даниил Гранин, «Иду на грозу»

Об детях забывал! обманывал жену!

Играл! проигрывал! в опеку взят указом!

Танцовщицу держал! и не одну:

Трех разом!

А. С. Грибоедов, «Горе от ума»

Парцелляция усиливает образы описания. Каждый из них, отделяясь от остальных, становится более значимым, самостоятельным:

Черный бархат, усеянный щедро

миллионами огненных звезд.

Сонный вздох одинокого кедра.

Тишина и безлюдье окрест.

Андрей Белый

Текст просто звучит более ритмично:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Борис Пастернак

Парцелляция — синтаксический прием речи

Название синтаксического приёма — «парцелляция»- имеет французские корни . Образовалось оно от слова «parcella», что в переводе означает «частица».

По сути, выходит, что сей приём делит предложение на частички . Оно нагло и дерзко прерывает плавное течение текста, расчленяя его и предложения, из которых (как мы знаем с начальной школы) он состоит, на короткие и резкие фразы.

Благодаря ему читатель понимает важность момента, видит акценты, расставленные писателем, желающим заставить нас обратить внимание на определённые аспекты. Делается это при помощи пунктуационных знаков. Зачастую в роли «резчика» выступает всем известная точка, например:

«Он встал. Огляделся. Нашёл взглядом книгу. Подошёл. Посмотрел. Отвернулся. Вышел из комнаты.»

Но отрезки, на которые парцелляция делит полную фразу, прекрасно делятся другими знаками пунктуации:

  • Многоточием;
  • Знаком вопроса;
  • Знаком восклицания;
  • Знаками тире;
  • Скобками;
  • Точкой с запятой.

Например:

«Она резко встала. Подошла к столу. Села. Подумала. Быстро написала первую строчку.»

Цель применения парцелляции в литературе

Как мы уже выяснили, парцелляция – применяемое автором в художественных произведениях. Но какую цель преследует писатель, решив грубо разорвать текучее предложение на куски? А вот такие причины заставляют его это делать:

  • Фокусирование читателя на основном, главном;
  • Изображение промежутков времени, создание иллюзии его длительности;
  • Подчёркивание деталей общей картины;
  • Воздействие на читателя интонацией, передающей эмоциональное состояние героя/атмосферы;
  • Эффект внезапности действия;
  • Создание контрастов, переходов, перепадов;
  • Изображение внутреннего состояния персонажа.

Примеры парцелляции в художественной литературе

А всё Кузнецкий мост, и веч­ные французы, Откуда моды к нам, и авто­ры, и музы: Губители кар­ма­нов и сердец! Когда изба­вит нас творец От шля­пок их! чеп­цов! и шпи­лек! и булавок! И книж­ных и биск­вит­ных лавок!

А. С. Грибоедов

Слова отзву­чи­ва­ют и уте­ка­ют как вода — без вку­са, без цве­та, без запа­ха. Без сле­да. (А. Солженицын).

Я тоже при­встал и посмот­рел в тем­но­ту за окном. Шёл неслыш­ный снег. Первый снег этой осе­нью (Ю. Казаков).

Но всё бро­саю, всё…Сейчас будем пить чай…С кон­фе­та­ми! (А. Приставкин).

Во всем мне хочет­ся дойти До самой сути. В рабо­те, в поис­ках пути, В сер­деч­ной смуте.

Б. Пастернак

Боюсь гости­ниц. Может, потому, Что чув­ствую, что в номе­ре когда-то Остаться мне слу­чит­ся одному. Навеки. В самом деле. Без возврата.

 Е. Винокуров

Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я спи­сок кораб­лей про­чел до середины: Сей длин­ный выво­док, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся.

О. Мандельштам

Теги