Проект «Нам нужен новый стадион»

Мегаарена

Стадион «Эмирейтс» (Лондон, Великобритания)

Стадион «Хайбери», один из старейших в Англии, был домашним стадионом лондонского «Арсенала» с 1913 года. Однако после переоборудования в связи с ужесточившимися мерами безопасности в 1993 году (запретом на стоячие места) его вместимость существенно сократилась. Встал вопрос о новой площадке для команды.

В конце 1990-х для строительства стадиона был предложен промышленный район Эшбертон Гроув в шаговой доступности от «Хайбери». Помимо стадиона проект предусматривал ревитализацию всей близлежащей территории: перенос мусороперерабатывающего завода, строительство на месте старого стадиона нескольких сотен новых домов (не менее 40% должно было стать доступным жильем), улучшение транспортной инфраструктуры.

Даже оппоненты признавали, что размах социальных обязательств проекта существенно превышал аналоги, притом что строительство не субсидировалось государством.

Привлечение средств к строительству стало отдельной задачей для «Арсенала». Порядка £260 млн удалось занять у консорциума банков во главе с Royal Bank of Scotland. Для рефинансирования долга футбольным клубом впервые были выпущены облигации.

В 2004 году был заключен 15-летний контракт с компанией Emirates Airlines на сумму около £100 млн. Помимо названия стадиона (которое по правилам УЕФА не могло использоваться в европейских кубках) соглашение включало 8-летнее размещение на футболках клуба рекламы Emirates.

Существенным фактором финансовой стабильности клуба стала успешная трансфертная политика тренера Арсена Венгера, вырастившего таких звезд, как Николя Анелька, Марк Овермарс и Эммануэль Пети, и продававшего их на пике популярности.

Однако и этих денег не хватало. Строительство по проекту компании HOC Sports (с 2009 года — Populus) обошлось клубу в £357 млн (€440 млн), при этом общая сумма девелопмента в Эшбертон Гроув оценивалась как минимум вдвое дороже. Неудивительно, что к моменту открытия стадиона многие социальные обязательства проекта остались невыполненными. Новый стадион стал предметом критики как со стороны местных сообществ, так и со стороны Независимой ассоциации болельщиков «Арсенала», критиковавшей клуб за коммерциализацию.

Открытый в октябре 2006 года стадион, вмещающий более 60 000 зрителей, стал образцовым для Великобритании и Европы по удобству для зрителей и дополнительным сервисам. Несмотря на достаточно высокую стоимость девелопмента (по оценке KPMG, цена одного места — около €7300),  «Эмирейтс» считается примером коммерчески успешного стадиона: гибкое использование финансовых инструментов, активный девелопмент близлежащих территорий, привлечение ключевого спонсора. По той же схеме готовится проект строительства нового стадиона для «Манчестер Сити», поддерживаемый авиакомпанией Etihad. К сожалению, из-за нехватки финансирования эту модель не смог реализовать «Ливерпуль», неоднократно объявлявший о строительстве стадиона в районе Энфилд.

В первый же сезон на новом месте средний доход клуба в день матча вырос в три раза — с £37,4 млн до £90 млн.

Клуб получает до 40% дохода за счет услуг на стадионе во время домашних игр. А продажа недвижимости, построенной на месте старого стадиона, только в 2011 году принесла доход £157 млн.

При этом обязательства клуба по развитию окружающего района по-прежнему выполнены не до конца. Существенно омрачает картину и то, что с момента переезда на новую площадку «Арсенал» не добился успехов в Премьер-лиге и в европейских кубках. И дело, как считают болельщики, не только в финансах, но и в потере командного духа после переезда с «Хайбери», который был домом «Арсенала» на протяжении 93 лет.

Видео

Волна трибун

Сочетать возможности для проведения разных по формату мероприятий на многоцелевых стадионах позволяют новые технологии. В частности, это трансформируемые трибуны.

Справка: movable seating — подвижные сиденья или, как их еще называют, трансформируемые (модулируемые) трибуны. Технология позволяет перемещать части трибун для изменения формы и размера игрового поля, чтобы на одном и том же стадионе проводить соревнования в разных видах спорта.

Например, на стадионе «Доклендс» (он же Marvel Stadium) в австралийском Мельбурне технология позволяет трансформировать трибуны из прямоугольной формы в эллипс и обратно, для чего четыре яруса первого уровня перемещаются на 18 м вперед и, соответственно, назад. «Доклендс» — второй по величине стадион Австралии, где проводится множество крупных спортивных мероприятий. В основном он используется для футбола по австралийским правилам и крикета (для чего, кстати, и нужна овальная форма), но проводит также традиционные футбольные матчи, соревнования по регби и концерты.

Чаще всего стадионы с трибунами-трансформерами встречаются в Северной Америке, где в принципе больше, чем где бы то ни было, мегапопулярных зрелищных видов спорта. Там очень востребованы площадки, которые подойдут и для американского футбола, и для традиционного, и для бейсбола, и для массовых музыкальных шоу. Такие стадионы есть, например, в Атланте (стадион Mercedes-Benz), в Миннеаполисе (Стадион US Bank), Окленде (Oakland-Alameda County Coliseum) и много где еще. Несколько примеров имеется в Европе (в Англии и Франции).

Фото: Rich Graessle/Icon Sportswire/ Imago/TASS

В России автоматические трибуны-трансформеры есть только в одном месте — на "ВТБ Арене" в Москве. Подвижность трибун позволяет создавать хоккейные площадки трех размеров: европейский вариант (ИИХФ) — 30х60 м, финский — 28х60 м и североамериканский — 26х60 м. Современные стандарты международных турниров НХЛ требуют конфигурацию финской площадки 30*60. И площадка "ВТБ Арена" первая перешла на эту конфигурацию, рассказал генеральный директор УК «Динамо», проект «ВТБ Арена парк», Андрей Лунтовский.

Более того, хоккейную коробку можно переделать в баскетбольную и волейбольную площадку, боксерский ринг или концертный зал. Нижние ярусы — телескопические, они полностью управляются компьютером и при необходимости могут убираться автоматически. Если нужны дополнительные ряды (например, для больших концертов), то основная часть трибун поднимается на 5 м и из-под них выкатываются недостающие.

Фактически видоизменить арену (переставить трибуны, смонтировать и демонтировать покрытия, бортики, стекла, защитные сетки) можно буквально за ночь. Без использования трансформеров на это уходило бы как минимум несколько дней.

Для полной трансформации площадки потребуется от 10 до 12 часов и пять-шесть человек персонала.

Юлия Никуличева, руководитель отдела стратегического консалтинга компании JLL:

— Основная проблема всех классических футбольных стадионов в том, что они используются домашней командой 18 раз в году. В России еще есть проблема с климатом: если это открытый стадион, то его можно использовать только в теплое время года. Чтобы повысить доходность проекта, подобные объекты должны быть максимально гибкими с точки зрения приспособления его для разных событий (праздников, шоу, концертов), и таким образом доходность проекта улучшается. Поэтому и возникла потребность в реализации объектов-трансформеров, на которых можно проводить различные мероприятия и в короткие сроки конвертировать пространства от одного формата мероприятия в другое.

Кроме уникальных трибун, арена и стадион оборудованы креслами британской компании Bluecube — крупнейшим мировым лидером по производству сидений для спортивных объектов. Они оснастили креслами такие известные объекты, как футбольный стадион «Уэмбли» и Олимпийский стадион в Лондоне, а также стадионы в Бразилии, Саудовской Аравии, США, Сингапуре, Швеции, Голландии, Дании и во многих других странах. Сидения на арене состоят из материала с акустическим поглощением, не допускающим звуковых вибраций.

Вид на стадион «Уэмбли» (Фото: ТАСС/ Валерий Шарифулин)

Стадион – это дорого. Его строительство не окупается

Главная задача, поставленная управляющими компания

Главная задача, поставленная управляющими компаниями стадионов, построенных к ЧМ-2018 за бюджетные деньги – . Но сейчас о ней говорить не приходится. Один из основных источников заработка для современного стадиона – это аренда помещений. На большинстве российских арен возможность их коммерческого использования даже .

При этом, согласно исследованию консалтинговой фирмы Deloitte, стадионы могут приносить прибыль. «Стэмфорд Бридж», например, зарабатывает порядка 90 миллионов евро в сезон, обладая вместимостью, сопоставимой с аренами ЧМ-2018.

Шопинг тоже спорт

Вторая насущная потребность современных стадионов — создать разнообразную и привлекательную инфраструктуру, позволяющую зарабатывать не только на спорте.

Современные спортивные объекты порой совмещают объекты, которые раньше казались далекими друг от друга. Одно из нововведений в инфраструктуру спортивных комплексов — торговые центры. Например, в составе комплекса «ВТБ Арена» есть торговый центр «Арена Плаза» площадью порядка 20 тыс. кв. м. Он расположен под спортивной частью и включает якорный супермаркет «Перекресток», спортивный клуб, более 90 магазинов торговой галереи и фуд-корт, вместимость которого порядка 600 человек. На подземном уровне также расположена парковка, вмещающая более 700 машин.

Эксперименты с совмещением спортивной и торговой функций на стадионах редко, но встречаются в мировой практике. Например, торговый центр есть в составе построенного к чемпионату мира по футболу 2014 года спортивного комплекса «Арена дас Дунас» в бразильском Натале. Стадион Allianz Stadium в Италии, в Турине и арена Dragon Stadium в португальском Порту тоже имеют торговые центры в свой инфраструктуре. Запланированная масштабная реконструкция стадиона мадридского ФК «Реал Мадрид» — «Сантьяго Бернабеу» — тоже предполагает расположение под трибунами торгового центра. В Сербии есть еще более любопытный пример — стадион футбольного клуба «Вождовац» расположен прямо на крыше торгового центра.

Борис Маца, заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers International:

— В мировой практике существуют лишь единичные примеры совмещения двух арен с различным назначением под крышей одного стадиона, так как мультиформатность накладывает удвоенные требования к местам общего пользования, входным группам, подъездным путям, а также сопутствующей инфраструктуре. При этом совмещение стадиона с полноформатным торговым центром встречается еще реже — как правило, торговля присутствует либо в самом стадионе в выделенных помещениях с отдельными входами с фасада или ограничивается выделенной зоной общественного питания. Молл является полноценной частью здания, имеющей собственный трафик и важное значение в коммерциализации объекта. В отличие от большинства зарубежных примеров в проекте «ВТБ Арена» торговый центр расположен на всей площади первого этажа здания, что существенно расширяет возможности синергии трафика и повышает комфорт посетителей.

Теги