Проект "Зачем нужна азбука"

Определение понятий

Азбука – это упорядоченная система буквенных знаков. Проще говоря, это набор букв, который мы привыкли называть алфавитом. В этих понятиях тоже есть разница, однако, она менее существенна.

Букварь – это пособие для обучения чтению, разработанное на основе азбуки. Это всем нам известная книга, по которой мы учились читать в первом классе. Чтобы лучше понять различия между рассматриваемыми понятиями, нужно разобраться в особенностях каждого.

Особенности азбуки

 плакат; книга; кубики; магниты и др. Для начала стоит сказать, что это пособие может быть в разном виде:

  • плакат;
  • книга;
  • кубики;
  • магниты и др.

Обычно это набор букв, сопровождающихся иллюстрациями. Это помогает задействовать зрительную и ассоциативную память. Алфавит – это просто набор упорядоченных букв, он может быть в виде таблицы или списка, и обычно не сопровождается иллюстрациями. Азбука же всегда сопровождается тематическими иллюстрациями.

Важно! Азбука обязательно сопровождается картинками.

Особенности букваря



На заметку! Азбука также может быть в виде книгиБукварь – это учебное пособие, в этом и кроется его основная особенность. Так как он сделан на основе азбуки, то содержит её элементы. Но помимо иллюстрированных букв он содержит упражнения для обучения чтению.

На заметку! Азбука также может быть в виде книги, но при этом она не будет иметь упражнения для обучения чтению.

Видео

Методика изучения согласных звуков

После полного изучения и закрепления гласных можно приступать к освоению согласных звуков. Знакомьте ребенка сначала со звуками, а уже потом – с буквами. То есть, сначала мы учим «Б», а не «Бэ». В противном случае ребенок может испытывать трудности в соединении звуков в слоги.

В остальном, согласные учат так же, как и гласные. Старайтесь больше практиковаться, вспоминая слова, в которых присутствует изучаемая буква. Наберитесь терпения, так как согласных звуков на порядок больше, чем гласных.

Что обозначают слова азбука ибукварь?

Названия «азбука» и «букварь» появились в русской речи в разное время. Как утверждает в своем «Этимологическом словаре русского языка», слово «азбука» известно в древнерусском языке еще с XIII века. Первоначально именно так называли учебное рукописное пособие для изучения алфавита. Само название произошло благодаря соединению названий двух первых старославянских букв: «аз» и «буки». Таким образом, пишет автор словаря, слово «азбука» является словообразовательной калькой с греческого «alphabetos» от alpha + beta (альфа + бета) или с «alphavitum» (alpha — «буква» и vita — «жизнь», т. е. «жизнь букв», «перечень букв»). По словам автора, алфавитом в русском языке называется «перечень букв», а азбукой — «букварь, учебное пособие для изучения алфавита».

Согласно «Этимологическому словарю» Григория Крылова, слово «букварь» произошло от старославянского слова «буква», которое, в свою очередь, было позаимствовано из германских языков (boka — «буква»). Германское же слово восходит к названию букового дерева: именно на буковых дощечках первоначально чертились письмена.

Сходства и различия

Чтобы не запутаться, и чтобы было легче определиться с выбором, разберём не только различия, но и сходства.

Сходства.

 Содержит алфавит. Оба пособия были разработаны на

  1. Содержит алфавит. Оба пособия были разработаны на основе алфавита, и содержат его вариации.
  2. Тематические иллюстрации. Оба обучающих элемента содержат картинки, изображающие слова, начинающиеся с отображаемой буквы.

На этом сходства заканчиваются. Теперь о различиях азбуки (№1) и букваря (№2).

  1. Вид. Азбука может быть в виде книги, кубиков, магнитиков и много другого, а букварь только в виде книги.
  2. Упорядоченность алфавита. Азбука – это упорядоченная система знаков, то есть буквы в ней расположены как в алфавите – подряд. В букваре буквы располагаются по принципу лёгкости запоминания и частотности. Например, в пособии №2 за буквой А следует О, а не Б как в алфавите.
  3. Направленность. Пособие №1 предназначено для изучения букв, в то время как букварь направлен на обучение чтению.
  4. Дополнительные упражнения. Исходя из направленности, букварь содержит дополнительные упражнения на отработку навыков чтения, в №1 таких нет.
  5. Возраст. Пособие №1 разработано для детей дошкольного возраста, а №2 для младших школьников.

Теги