Размещением машиностроительных предприятий

География машиностроительной отрасли

Наибольшим фактором расположения заводов и фабрик машиностроения являются традиции формирования промышленности для конкретного географического района. Исходя из большого скопления химических и металлургических залежей, в США сосредоточенно много предприятий крупного машиностроения.

На территории Соединённых Штатов Америки находятся одни из самых крупных автомобильных и авиационных заводов. География машиностроительной отрасли отслеживается не только в конкретной стране, но и по всему миру.

Сложно разобраться самому? Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Решение задач Контрольные работы Эссе

К примеру, южная часть США, большая часть Канады, Австралии и некоторые районы Аргентины, всегда были областями, в которых прекрасно развивается производство продуктов питания и сельскохозяйственная отрасль.

Это приводило к повышенному спросу на продукцию сельскохозяйственной промышленности и оборудование по переработке продуктов питания.

Изредка детерминантом размещения производств может являться фактор самого производства. В основной своей массе это имеет отношение к производству, которое очень металлоемко.

Видео

Количество и квалификация рабочих

На перспективы развития любого предприятия влияет доступность работников с соответствующими навыками.

Именно от их умений, знаний, трудолюбия и ответственности зависит успех фабрики.

Потому перед выбором места руководители предприятий тщательно проверяют доступность трудовых ресурсов по нескольким показателям:

  • численность и плотность населения;
  • традиции региона;
  • средние показатели здоровья;
  • профессиональная пригодность;
  • уровень образования;
  • показатели безработицы и занятости;
  • здоровье людей;
  • общая профессиональная пригодность кадров;
  • демографический состав населения по возрасту, полу и другим показателям.

Каким бы благоприятным не был регион с точки зрения ресурсов, предприятие не сможет работать без людей. Потому этот фактор не стоит недооценивать.

Географические условия

Особенности местности — важный фактор размещения тяжёлого машиностроения, ведь оно потребляет наибольшее количество ресурсов и особенно нуждается в них. Для некоторых других отраслей (электроника, высокоточные приборы, радиомашины) он незначителен, для третьих — играет среднюю роль. Составляющие фактора географии:

  • наличие металлургических и химических комплексов поблизости;
  • развитая транспортная сеть, близость корабельных портов и аэропортов;
  • сложившиеся традиции промышленности;
  • наличие рядом потребителей (например, районов сельскохозяйственной промышленности);
  • экологическая ситуация.

Примером важности географических характеристик местности могут послужить восточные штаты США. Там главной причиной развития машиностроения стало наличие уже существующего металлургического и химического комплекса. Это привлекло естественных потребителей металла — авиастроительные и транспортные компании.

Географические факторы обуславливают размещение центров машиностроения не только в отдельно взятой стране, но и в мире. Например, в низинных районах с плодородной почвой и развитым сельским хозяйством образуется естественная потребность в производстве аграрной техники и перерабатывающих заводов, отчего две отрасли часто соседствуют.

Такой симбиоз можно наблюдать на юге США, в Австралии, Аргентине, Канаде, Узбекистане.

Факторы размещения машиностроения в России

Главная > Шпаргалки по географии > География Росси» /></p><p>Главная > Шпаргалки по географии > География России > Факторы размещения машиностроения в России</p><div class=Читайте также: Новинки абстрактного маникюра 2021-2022 (+250 фото лучших дизайнов ногтей)

НаукоемкостьБольшинство современных отраслей машиностроения в своем развитии опираются на науку.

Предприятия технически сложных и наиболее прогрессивных отраслей (электроника, радиотехническая, авиакосмическая, приборостроение и др.

) сосредоточены в центрах с развитой научной базой (Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск и т.д.) Но доля таких отраслей в машиностроительном комплексе России пока очень низка, она составляет всего 20%.

Трудоемкость

Производство сложных и точных машин требует больших затрат квалифицированного труда. Например, для изготовления ткацкого станка необходимо затратить 1000 часов рабочего времени, а авиационный и ракетный двигатель собираются еще дольше.

При размещении такие отрасли ориентируются на районы с высокой концентрацией населения, а особенно важным фактором является квалификация рабочих и служащих. Данный фактор определяет размещение почти каждого четвертого машиностроительного предприятия в стране.

Самой высокой трудоемкостью отличается станко- и приборостроение.

Специализация и кооперирование

Машины – сложные технические устройства и состоят они из множества деталей, например, в электровозе их 250 тысяч. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных заводах, а затем осуществлять сборку готовых изделий. Поэтому создаются взаимосвязанные комплексы предприятий.

Они состоят из головных сборочных заводов и заводов-филиалов, поставляющих детали и оборудование. Такие взаимосвязи называют кооперированием. Оно может осуществляться как между предприятиями одной отрасли, так и с заводами других отраслей.

Наиболее выгодно кооперирование внутри одного экономического района, это сокращает дальние перевозки и способствует комплексному развитию хозяйства. Но в производстве сложных машин могут участвовать десятки предприятий, расположенных в разных частях страны.

Например, в создании стратегической атомной подводной лодки участвуют около 2000 поставщиков деталей, узлов и агрегатов. Из них 1300 находятся на территории России, а остальные за ее пределами. Слишком узкая специализация может привести к появлению монополистов.

Доля таких предприятий в российском машиностроении всего 2%, но они производят почти 1/3 всей продукции комплекса. Например, только одно предприятие выпускает швейные машины (Подольск), станки для паркетного производства (Петрозаводск), мотороллеры (Тула), фотоаппараты (Санкт-Петербург).

Транспортный фактор

Широкое развитие кооперации и необходимость перевозки машин или их деталей определяют важность транспортного фактора. Машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.

Металлоемкость

Производство различного оборудования требует много металла. Поэтому предприятия, выпускающие его, тяготеют к металлургическим базам. Самые крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург) и в Сибири (Иркутск, Красноярск).

Ориентация на потребителя

Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию (из-за большого веса или крупных размеров), размещаются в районах потребления.

К ним относятся сельскохозяйственное машиностроение (комбайны и прочая техника), производство машин для лесной промышленности, горное оборудование и др.

Примерно 20% предприятий комплекса ориентировано на потребителя.

Военно-стратегический фактор

Военно-стретегический фактор имеет значение для заводов, выпускающих оборонную продукцию. При их размещении важно учитывать интересы национальной безопасности, и они, как правило, удалены от государственных границ. В большинстве случаев доступ в такие города и, тем более, на предприятия ограничен.

Теги