Склонение имён прилагательных во множественном числе

Предварительный просмотр:

                УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА  В  4В  КЛАССЕ

Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе

Цели: Формирование умений  склонять имена прилагательные в форме  множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных  множественного числа.

Задачи: 

Образовательная:

— совершенствовать знания об  именах прилагательных , их склонении в единственном числе;

— формировать умения склонять прилагательные во множественном числе;

— формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в форме  множественного числа        

Развивающая:

развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

развивать  умения аргументировать своё мнение;

развивать мыслительную деятельность, познавательную активность, мышление,  наблюдательность, внимание, память;

развивать умение давать самооценку своей деятельности;

Воспитательная:

воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения;

воспитывать  взаимопомощь, взаимовыручку, умение работать в коллективе.

                                ХОД УРОКА

І. Орг.момент.

     Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

     Работаю нашей довольны остались.

     Пусть этот урок нас порадует всех

     И каждый из нас ощутит свой успех.

ІІ. Актуализация знаний

 Минутка чистописания

Бб    Бб  Бб    

— Какое дерево  является символом  России?  

Слайд 1

 Что вы  о правописании этого слова?

— К слову берёза подберите и запишите однокоренные слова (берёза, берёзка, берёзовый, подберёзовик, березняк, берёзонька)

— С помощью каких  слов  мы можем описать берёзу ( белая, стройная, гибкая, кудрявая, русская)

— Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете? (Вспомнить о прилагательном)

ІІ. Сообщение темы и цели урока

— Какие стихи о берёзе вы знаете?

—  Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока:

Улыбнулись сонн… березки,Растрепали шелков… косы.Шелестят зелен… сережки, И горят серебрян… росы. 

Слайд 3  (с выделенными окончаниями)

– Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать? (Прилагательные в форме множественного числа.) Почему так решили? (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)– Как определили, что это прилагательное во множественном числе? (По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)– Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже? (Да , -ые, -ие.)– Как вы думаете, что еще мы узнаем о прилагательных в форме множественного числа?(Окончания в остальных падежах, падежные вопросы).

—  Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке?

Слайды 4 и 5

ІІІ.  Работа по теме урока

1. Наблюдение над склонением прилагательных во множественном числе

На доске записаны словосочетания:

— Поставьте словосочетание в форму множественного число и просклоняйте (Задание выполняется по вариантам, у доски работают 2 человека)

1 ряд: стройная гибкая девочка;

2 ряд: яркий зимний день;

— Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? (в них есть прилагательные  с твёрдой и мягкой основой  и одушевленные , неодушевленные имена существительные , с которыми имена прилагательные связаны )

—  Что вы заметили? (Учащиеся анализируют, делают вывод)

Вывод:  имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам. Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)

 2. Проверка по  таблице окончаний  

Слайд 6

Вывод: на правописание  падежных окончаний прилагательных  множественного числа влияет тип основы и одушевлённое или неодушевлённое это прилагательное. От этого зависит правописание имен прилагательных в В.п.

ІV. Физминутка

 «Четыре стихии»

Земля – приседаем, вода – руки  в стороны, огонь – руки вверх, воздух – подпрыгнуть (проговариваю названия стихий быстро в любом порядке несколько раз – дети выполняют движения)

V. Продолжение работы по теме урока

        3. Работа с учебником

Стр. 19, упр.26

— Как определить падеж прилагательных во мн. числе? ( по падежу имени существительного)

— Как проверить безударные окончания прилагательных во множественном числе?

— Как в шутливой форме можно сформулировать это правило? (Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом.)

— В каких падежах прилагательные мн. числа имеют одинаковые окончания?

— Объясните правописание пропущенных орфограмм. Спишите, определяя окончания имен прилагательных и указывая их падеж.

Взаимопроверка.

VІ. Закрепление

Выполнение упражнения по группам (дифференциация по степени сложности и объема)

Уровень 1

а) Спишите.

На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю глубок.. оврага стоят огромн.. осины.

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Уровень 2

а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.

Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).

б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных.

Уровень 3

а) Составьте и запишите по 4 словосочетания прилагательное + существительное из каждой строчки :  мужского рода в Р.п., женского рода в П.п., среднего рода в Д.п., множественного числа в В.п.

Хороший (люди, настроение, подарок, песня).

Синий (колокольчик, река, озёра, небо).

Ранний (завтрак, утро, прогулка, всходы).

б) Выделите окончания имён прилагательных.

Самопроверка по эталону. Самооценка.

VІІ. Рефлексия

— В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. Достигли мы поставленной цели?

— Сегодня на уроке я узнал…

— Мне было интересно….

— Выполнение каких задание вам давалось легко…

-При выполнении каких заданий вы испытывали трудности

VІІІ. Домашнее задание:  стр.18-19 – таблицы окончаний, стр.20 Упр.27

Видео

Три типа склонения прилагательных

В рус­ском грам­ма­ти­ке у имен при­ла­га­тель­ных выде­ля­ют три типа скло­не­ния в зави­си­мо­сти от осно­вы слова:

  • твер­дое склонение
  • мяг­кое склонение
  • сме­шан­ное склонение.

К твер­до­му скло­не­нию отне­сем сло­ва с осно­вой на твер­дый согласный:

  • правый
  • гордый
  • смирный

Такие при­ла­га­тель­ные в окон­ча­ни­ях име­ют первую глас­ную «о» или «ы»:

гор­дый — го́рдого, го́рдому, го́рдым, го́рдыми.

Мягкое скло­не­ние объ­еди­ня­ет при­ла­га­тель­ные, име­ю­щие осно­ву на мяг­кий согласный:

  • вечерний
  • летний

Эти при­ла­га­тель­ные харак­те­ри­зу­ют­ся окон­ча­ни­я­ми с пер­вой глас­ной «е» или «и»:

вечер­ний — вече́рнего, вече́рнему, вече́рним, вече́рними, о вече́рних

К сме­шан­но­му скло­не­нию при­ла­га­тель­ных при­над­ле­жат сло­ва с осно­вой на «г», «к», «х», «ц» и шипя­щие согласные:

  • упругий
  • узкий
  • ветхий
  • куцый
  • свежий

У при­ла­га­тель­ных сме­шан­но­го скло­не­ния в окон­ча­ни­ях отме­тим нали­чие пер­вых глас­ных  «о» и «ы», как у при­ла­га­тель­ных твер­до­го скло­не­ния,   и «е», «и», как у при­ла­га­тель­ных мяг­ко­го склонения:

  • глу­хой — глухо́го, глухо́му, глухи́м, глухи́ми;
  • куцый — ку́цего, ку́цему, ку́цым, ку́цыми.
ПадежВопросТвёрдое скло­не­ниеМягкое скло­не­ниеСмешанное скло­не­ние
И. п.какой?сложныйлишнийупругий
Р. п.како­го?сложноголишнегоупругого
Д. п.како­му?сложномулишнемуупругому
В. п.какой?сложныйлишнийупругий
Т. п.каким?сложнымлишнимупругим
П. п.о каком?о сложномо лишнемоб упругом

Именительный падеж

Именительный падеж в русском языке — это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим падежам по значению и синтаксическим функциям.

Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в словосочетании или предложении. Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.

Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы: Кто? Что?

Примеры существительных в именительном падеже:

  • укусил (кто?) щенок;

  • закончился (что?) шампунь.

Чтобы определить именительный падеж, нужно поставить к существительному падежные вопросы и выделить в слове падежное окончание.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в именительном падеже для разных склонений.

Предложный падеж

Предложный падеж в русском языке — косвенный падеж, который употребляется в речи с предлогами «на», «в», «о», «об», «обо», «при».

Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы: О ком? О чем? и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.

Примеры имен существительных в предложном падеже:

  • говорить о (о чем?) планетах;

  • сидеть на (на чем?) стуле;

  • ехать в (в чем?) трамвае.

У существительных в предложном падеже множественного числа одинаковые окончания, независимо от их склонения.

Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже показали в таблице.

Теги