Словосочетания глаголов со словом работа

Предварительный просмотр:

 УПРАЖНЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАБОТУ СО СЛОВОМ И СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ

1.Задание: Подберите близкие по значению слова к данному слову, объясните различия. Бежит, глядит, спит, лечится, смотрит, несется, глаз не сводит.

А) Поймать – горевать, страдать, изловить, сдаваться, уважать, ценить, задержать, заподозрить, разыскать.

Б) Охранять – умывать, печалиться, беречь, отыскать, сторожить, лгать, караулить, дуться.

Сказать – наблюдать, молвить, засмотреться, сражаться, проговорить, примечать, тревожиться, болтать

2.Задание: Выделите две группы близких по смыслу слов.

А) Объяснить, предвещать отправить, предсказать, растолковывать, разъяснить,

      пророчить.

Б) Развлекать, желать, забавлять, беседовать, веселить, разговаривать, толковать.

     Извещать, командовать, приказывать, сообщать, распоряжаться, вещать, указывать.

В) Воевать, бороться, драться, биться, ополчаться, сражаться.

3. Задание: Расположите синонимы по возрастающей степени признака.

А) Важничать, хвалиться, зазнаваться, задаваться.

Б) Сердиться, дуться, злиться, гневаться.

В) Приближаться, подкрадываться, подходить.

Г) Писать, выводить, строчить.

4.Задание: 

А) Поставить ударение в словах — повторим, позвоним, осведомить, одолжить, дала,брала, спала, отворить, принять.

Б) Подчеркнуть в тексте синонимы к глаголу смеяться — хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки лапками, засмеялись добрые старушки, улыбнулись старые зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц.

5.Задание: Какие слова в стихотворении имеют переносное значение? Подчеркните.

Дождь пошел и не проходит.

Дождь идет, хотя не ходит.

Он будет лить часы подряд

Об этом тучи говорят,

Хоть говорить не могут.

                                 (А.Барто)

6.Задание: Указать прямое значение слов.

Детям предлагаются карточки с заданиями, в которых необходимо стрелкой указать прямое значение слов.

7.Задание: Найди слово.

Расставьте пропущенные буквы.  “Поселите” соседа противоположного значения в том же лице и числе.

        проводишь                                чистишь

         

     торопишь                               встанешь                                 ругаешь

8.Задание: Подбери слова.

А) Противники нападают на ворота, а вратарь их

     надежно___________. (защищал).

            Б)  Мачеха свою дочь хвалит, а падчерицу_______________. (ругает).

В)  Звезды вспыхнули на мгновение и ________________ . (погасли).

            Г)  Детям разрешили играть на улице, но выбегать на дорогу

                 ________. (запретили).

9.Задание: Сочини сам.

В пустые   “окна” вставьте нужные глаголы.    

1. Мальчик __________(взял) с земли упавшее яблоко.

2. Мать ____________ (позвала) детей обедать.

3. На дом учитель__________ (задал, задала) несколько задач.

4. Девочка___________ (читает) интересную книгу.

5. Малышка хорошо_____________(спала) всю ночь.

10.Задание: Найдите глаголы, которые можно изменить по родам.

     Зеленел, работает, зимует, выбежал, прыгает, прилетает,

     вспоминает, осветил,держит, гонит, слышал, задрожала.

11.Задание: Составьте словосочетания со словами:

     представить…                                      осудить…

     написать…                                            одеть…

     описать…                                              надеть

12.Задание: Как еще можно?

 К словосочетаниям подберите глаголы, близкие по

     значению, в том же лице и числе. Обведешь вокруг пальца

Гладить по голове

Клюем носом

             обмануть

             дремать

             хвалить

              Вставляет палки в колеса                               мешать    

                                                                           уставать               

13.Задание: Объясните разницу в значениях слов, которые одинаково

     произносятся, но по  разному пишутся.

Отварить сардельки – Отворить дверь.

Поласкать ребенка – полоскать белье.

Посидеть в парке – Поседеть в старости.

14.Задание: От имен существительных образуйте глаголы:

Трус — …                                   Друг — …

Труд — …                                   Ужин — …

Лень — …

15.Задание: Образуйте при помощи приставок новые глаголы.

     Определите вид глагола.

Летишь – улетишь                       поешь –

Ходишь —                                       читаешь –

Бежишь —                                       пьешь –

Смотришь —                                   несешь –

16.Задание: Найди «четвертое лишнее»:

1). Захотеть, запеть, забыть, закричать

2). Замирать, мирить, мирный, примирить

3). Улететь, убежать, упрекнуть, уплыть

17.Задание: Распределите данные глаголы на три группы: в первую —  

   обозначающие действие или движение, во вторую – обозначающее

   состояние, в третью – обозначающие появление или изменение

   признака.

Болеть, спать, краснеть, стереть, ходить, бежать, плавать, сидеть,

грустить, веселиться, лежать.

18.Задание: Замените фразеологические сочетания возвратными глаголами в неопределенной форме:

Совать нос —                              Бежать со всех ног –

Надуть губы —                            Распускать руки –

Попасть впросак —                     Повесить голову –

19.Задание: От каких глаголов вы не сможете образовать форму первого лица единственного лица.

Победить, побеждать, переубеждать, переубедить, очутиться, затмевать, затмить, дудеть, сечь, смутить, убедить, дерзить, держать, чудить.

20.Задание: Замените словосочетания одним словом:

Оказывать помощь — …; одержать победу — …; принять решение — …; прийти с опозданием — …; сделать белым — ….

Видео

Что такое глагольное словосочетание?

В зави­си­мо­сти от того, сло­вом какой части речи явля­ет­ся глав­ная лек­се­ма, раз­ли­ча­ют три типа сло­во­со­че­та­ний:

Стержневым сло­вом в гла­голь­ном сло­во­со­че­та­нии явля­ет­ся гла­гол в раз­лич­ных фор­мах, дее­при­ча­стие или при­ча­стие.

Глагольные сло­во­со­че­та­ния — это син­так­си­че­ские еди­ни­цы, состо­я­щие из гла­го­ла, при­ча­стия или дее­при­ча­стия, кото­рые соеди­не­ны с дру­гим сло­вом под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Глагол может пред­опре­де­лять выбор фор­мы зави­си­мо­го сло­ва, тре­бо­вать опре­де­лен­но­го кос­вен­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, место­име­ния, то есть управ­ля­ет ими:

  • радо­вать­ся (чему?) жиз­ни,
  • идти (чем?) лугом,
  • рас­сте­лить (перед кем?) перед ним.

Такая под­чи­ни­тель­ная связь меж­ду гла­го­лом и зави­си­мым сло­вом назы­ва­ет­ся управ­ле­ни­ем.

Глагол и его фор­мы могут соеди­нять­ся с зави­си­мым неиз­ме­ня­е­мым сло­вом толь­ко по смыс­лу, то есть при­мы­кать:

  • ска­кать гало­пом,
  • инте­ре­со­вать­ся изред­ка.

Рассмотрим подроб­но, с каки­ми сло­ва­ми соче­та­

Рассмотрим подроб­но, с каки­ми сло­ва­ми соче­та­ют­ся гла­гол и его фор­мы и состав­ля­ют с ними гла­голь­ные сло­во­со­че­та­ния.

Наречные словосочетания

  1. Словосочетания с наречием (очень удачно).

  2. Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

  • Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

  • Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

  • Слова с предлогами: около стола, возле дома.

  • Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

  • Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

  • Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

  • Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

  • позволил уйти,

  • любит смеяться,

  • наука мыслить,

  • намерен читать,

  • должен договориться.

Глагол + наречие:

  • читать медленно,

  • ответил впопыхах,

  • вернемся поздно,

  • уедем завтра,

  • сказал сгоряча.

Глагол + деепричастие:

  • рисовал стоя у мольберта,

  • ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

  • пальто нараспашку,

  • взгляд исподлобья,

  • поворот налево,

  • разговор начистоту.

Существительное + несклоняемое прилагательное:

  • цвет хаки,

  • час пик,

  • юбка плиссе.

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

  • следить внимательнее,

  • работаю лучше,

  • по дороге длиннее,

  • справа повыше,

  • вдали левее.

Прилагательное + наречие:

  • очень веселый,

  • совсем неглупый,

  • весьма любопытный.

Наречие + наречие:

  • слишком поздно,

  • весьма прилично,

  • крайне осторожно.

Деепричастие + наречие:

  • улыбаясь застенчиво,

  • стоя внизу,

  • поднявшись наверх.

Теги