Сонатно-симфонический цикл

Сюитный цикл

Для сюиты, известной с XVI века, характерны:

  • связь отдельных частей произведения с традиционными прикладными (песенными, танцевальными) жанрами, простота строения частей;
  • контрастное сопоставление частей;
  • тенденция к единству или ближайшему родству тональностей частей.

Вершины жанра в музыке барокко — сюиты И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, в классический период — В. А. Моцарта и Й. Гайдна. В XIX веке крупные композиторы обращались к жанру сюиты в основном в целях стилизации (Э. Григ, М. Равель и др.).

В XX веке жанр сюиты был существенно переосмыслен, к нему применены новые приемы (таковы, например, додекафонические оркестровые сюиты А. Шёнберга и А. Берга), охвачен новый материал (так, в сюите П. Хиндемита «1922 год» использованы модные танцы соответствующего времени: шимми, бостон, регтайм).

К сюитной форме тяготеют и некоторые произведения неакадемической музыки (в основном, прогрессивного рока). В качестве примеров можно назвать «Lizard» с одноименного альбома рок-группы King Crimson и «Atom Heart Mother» с одноименного альбома группы Pink Floyd. Однако «рок-сюитами» часто называют и композиции, тяготеющие скорее к свободным и смешанным формам (в традиционной музыкально-теоретической терминологии).

Видео

Трехчастная форма

Какие жанры имеют форму сонатно-симфонического цикла? К ним также относится и трехчастная форма. Эта разновидность, в свою очередь, подразделяется на несколько типов:

  • Простая. Простая трехчастная форма состоит из нескольких разделов: a – b –a. a – первая часть, которая показывает основную тему в форме периода. b – средний раздел, в котором происходит развитие заявленной темы или появление новой, похожей на нее. c – третья часть, музыка которой повторяет первый раздел. Это повторение может быть точным, сокращенным или с некоторыми изменениями.
  • Сложная трехчастная форма: A – B – A. A – сочиняется в простой форме, которая может состоять из тех или двух частей (ab или aba). B — средняя часть представляет собой трио. A – реприза, которая может точно повторять первую партию, быть измененной или динамической.

БИЛЕТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Формы. Циклические формы, продолжение

 

Более сложными формами организации музыки являются циклические формы.Цикл (в переводе с греческого – «круг») имеет место и в повседневной жизни: это смена дня и ночи, времён года, повторяющихся ситуаций и много другого.

Музыкальный цикл– это большое многочастное произведение, в котором части располагаются в определённом порядке. Циклы бывают двух видов:сюитный и сонатно-симфонический.

Сюитный цикл.1Первые сюиты появились в эпоху Средневековья и состояли из двух контрастных по темпу и характеру танцев– медленной, величественной паваны (танец испано-итальянского происхождения) и подвижной итальяно-французской гальярды. Принцип чередования контрастных по темпу и характеру танцев лёг в основуклассической модели сюиты, сформировавшейся к эпохе зрелого Барокко(середина XVIIIвека). Четыре танца,составляющие костяк сюиты (являлись основными) во время Баха уже считались устаревшими, предназначенными только для слушания. Их перемежали современные для эпохи Барокко танцевальные(гавот, бурре, паспье, ригодон и др.)и нетанцевальные(увертюра, ария, токката, фантазия, вариация и т.п.) номера.

Обязательные танцы сюитыимеют следующие характерные черты:

Аллеманда(в переводе – «немецкая»). Танец — шествие медленного или умеренного темпа в размере С. Характерный признак – начало из затакта.

Куранта – французский танец (в переводе с французского означает «текущая», «бегущая»). Темп танца умеренно — быстрый в трехдольном метре.

Сарабанда– старинный испанский танец. Музыка сарабанды имеет суровый, мрачный характер, исполняется в медленном темпе, метр трехдольный. У И.С.Баха сарабанда, как правило, являлась лирико-философским центром сюиты.

Жига– старинный ирландский танец. Музыка отличается быстрым темпом, триольным движением в размерах6 и 12 восьмых. Танец исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которая за необычайно выпуклую форму прозвали «жига», что означает «окорок». Это слово и стало названием танца.

Знаменитые сюиты Барокко:И.С.Бах.Французские и Английские сюиты, 6 Партит, оркестровые сюиты (Шутка); Г.Ф.Гендель.Сюита для клавесина №7, соль минор, Музыка для королевского фейерверка, Музыка на воде.

Во второй половине XIXвека возник особый видсюит из фрагментов опер,балетов или музыки к спектаклю (см: Чайковский,сюиты к балетам «Щелкунчик», «Спящая красавица»; Прокофьев,сюиты к операм «Игрок», «Любовь к 3-м апельсинам» и др.), а в ХХ веке – из музыки к кинофильмам (Шостакович,сюита к к/ф. «Овод», «Встречный»; Таривердиев,сюита к к/ф «17 мгновений весны» и многие др.).

Сонатно-симфонический цикл – самая сложная форма организации музыки, сравнимая с масштабами и драматургией романа. Классическая модель этого типа цикла представлена в творчестве венских классиков (Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен) и имеет следующие характерные черты:

Соната (от лат. – «звучать» ) циклическое произведение (обычно из 3-х частей), в котором одна или несколько частей написаны в сонатной форме, предполагающей наличие экспозиции(завязка действия), разработки (развитие), репризы (повторение материала экспозиции), коды (заключительный раздел, итог развития).

Симфония (от греч. – «созвучие») циклическое произведение (обычно из 4-х частей), в котором одна или несколько частей написаны в сонатной форме. Части располагались следующим образом:

  • 1 часть. Сонатное аллегро.2

  • 2 часть.Медленная.

  • 3 часть. Менуэт (начиная с Бетховена— Скерцо; с Берлиоза— Вальс).

  • 4 часть. Финал. Сонатное аллегро.

 

Задания:1. Определить формув Прелюдии ор.11, №10. А.Н.Скрябина и объяснить, за счёт чего происходит расширение структуры (подготовленное).2.Определить форму (показать все границы) и тональности в Баркароле из «Времён года» П.Чайковского (на экзамене).Викторина: назвать формы в предложенных сочинениях (наиболее популярных).1Сюита (с франц. – «ряд», «последовательность», «вереница»). 2Согласно классификации Арановского, части симфонии имеют следующие значения: 1 часть – «Человек действующий», 2 ч.- «Человек размышляющий», 3 ч.- «Человек играющий», 4 ч. — «Человек в обществе».

Сонатно-симфонический цикл

К сонатно-симфоническому циклу относятся наиболее абстрактные жанры академической музыки, такие как симфония, соната, концерт. Для него характерны:

  • абстрагирование от прикладного характера музыки (даже если в качестве материала какой-либо части использован прикладной материал);
  • возможность образно-смысловых контрастов между отдельными частями (вплоть до их прямого противопоставления);
  • сложное тональное развитие;
  • устоявшиеся функции и формы отдельных частей (характерные для отдельных жанров сонатно-симфонической музыки).

Классическая соната формировалась в течение XVIII века, вершины развития достигла в венской классике и остается, с некоторыми оговорками, живым жанром. Симфония как жанр сформировалась в середине XVIII века, вершины развития достигла также в венской классике и остается живым жанром академической музыки. (Симфоническую форму не следует путать с симфонизмом, который может быть свойствен и произведениям, не относящимся к этой форме). Во второй половине XX века для многих произведений этого жанра стал свойствен лейтмотивный и монотематический принципы. Концерт как разновидность сонатно-симфонического циклического произведения, для которого характерно противопоставление звучания полного состава ансамбля и отдельных групп или солистов, сложился в известном ныне виде к концу XVIII века.

Теги