Стратегические альянсы в России

Как и для чего компании используют стратегические альянсы

Рассмотрим возможности стратегических альянсов на примерах.

Пример 1. Расширение пула заказчиков благодаря предложению комплексных решений.

Альянс PTC и Rockwell Automation, который помогает ускорять цифровую трансформацию в промышленности. Компания PTC имела глубокую техническую экспертизу в разработке решений для анализа и сбора данных, Rockwell Automation – технологии и продукты для автоматизации, а также хорошую репутацию и известность среди крупных промышленных предприятий. Вместе мы разработали концепцию «Единого предприятия», соединив наш опыт в IT и автоматизации и предложив заказчикам ряд новых совместных программных продуктов. Одно из таких решений широко используется в области автомобилестроения, производства потребительских товаров, здравоохранения, нефтегазовой и фармацевтической промышленности в 21 стране мира.

Пример 2. Создание прорывных продуктов.

Компания Apple хотела разработать новый способ бесконтактных платежей с использованием своих смартфонов, но у компании не было необходимой технологической экспертизы. Apple заключила стратегическое партнерство с MasterCard: держатели карт стали первыми, кто попробовал новую технологию. Таким образом, две корпорации стали пионерами в области бесконтактных платежей, сократив расходы на разработку и одновременно приобретя репутацию технологических лидеров.

Пример 3. Сокращение расходов и оптимизация бизнеса.

Немецкая химико-фармацевтическая компания Bayer AG вступила в стратегический альянс с компанией Schering-Plough. По условиям соглашения, часть сотрудников Bayer AG в США перешли в штат партнера, кроме этого, Schering-Plough занялась дистрибуцией части продуктов Bayer AG на территории США. Для немецкого конгломерата альянс был отличным решением для оптимизации издержек без причинения существенного вреда бизнесу.

Пример 4. Совместный выпуск продуктов и удовлетворение спроса на региональных рынках.

Стратегические альянсы широко распространены в фармацевтической отрасли. При этом компании объединяются для разработки новых продуктов в целях снижения расходов на исследования, расширения географии и удовлетворения спроса на медицинские препараты и жизненно-необходимые лекарства на конкретных территориях. В конце 2020 года такое стратегическое партнерство заключили компании Pfizer и «Фармстандарт», вторая будет производить на своих мощностях некоторые лекарства Pfizer.

Стратегический альянс может быть заключен между как игроками из одной отрасли, при этом, конечно же, не конкурентами, так и представителями разных секторов экономики. В последние годы растет доля кросс-отраслевых альянсов. Яркие примеры таких партнерств – Ford-Google, GM-Lyft, Daimler-Uber.  Многие известные альянсы привели к созданию новых решений и продуктов, очевидно, что стратегический альянс представляет собой способ разработки прорывных продуктов и технологий в современных быстроизменяющихся условиях.

В глобальных компаниях в стратегических альянсах видят большой потенциал для неорганического роста, потому в структуре организаций появляются специальные департаменты. Например, в Rockwell Automation «прагматичные» слияния, поглощения, альянсы и совместные предприятия – это важная часть глобальной стратегии, поэтому у нас есть отдельное подразделение, которое за это отвечает. 

Видео

Равноправные альянсы

Ею является форма стратегических альянсов, при которой одна компания приобретает пакет акций другой компании, и наоборот. Это делает компании заинтересованными сторонами и акционерами друг друга. Приобретенная доля акций незначительна, поэтому право принятия решений остается у продающей компании. Подобная ситуация также называется перекрестным владением акций и приводит к сложным сетевым структурам. Компании, которые связаны таким образом, делят прибыль и имеют общие цели. Желание конкуренции при этом снижается. Кроме того, это затрудняет прием заказов другими компаниями.

Инновационный альянс

Marks Spencer/Microsoft — это партнерство позволит обеим организациям совместно изучить возможности использования таких технологий, как искусственный интеллект, в розничной торговле для улучшения качества обслуживания клиентов и оптимизации операций. Команда инженеров мирового класса Microsoft будут работать с командой лаборантов розницы M&S. Партнерство основывается на новом технологическом подходе. Стив Роу, генеральный директор Marks Spencer назвал это предприятие первым цифровым ритейлом. Подписание стратегического договора состоялось 21 июня 2018 года в Лондоне.

Пример стратегического альянса

Пример стратегического альянса

Сделка между Starbucks и Barnes & Noble – классический пример стратегического альянса. Starbucks варит кофе. Barnes & Noble продает книги. Обе компании делают то, что у них получается лучше всего, при этом разделяя расходы на пространство в интересах обеих компаний.

Стратегические союзы могут быть разных размеров и форм:

  • Нефтяная и газовая компания может заключить стратегический альянс с исследовательской лабораторией для разработки более рентабельных процессов добычи.
  • Розничный торговец одеждой может заключить стратегический альянс с одним производителем для обеспечения неизменного качества и размеров.
  • Веб-сайт может сформировать стратегический альянс с аналитической компанией для улучшения ее маркетинговых усилий.

Теги