Виды стратегий и их характеристика

Понятие и сущность стратегии

Стоит отметить, что разные экономисты и ученые могут иметь противоположные взгляды на такое понятие, как стратегия. Так, в первом случае подразумевается план, составленный на длительный срок, конечным этапом которого является достижение конкретной цели. Исследователи, придерживающиеся данного мнения, делают допущения, что все процессы, происходящие во внутренней и внешней среде, поддаются прогнозированию, управлению и контролю.

Другой взгляд на понятие «стратегия» основан на том, что это всего лишь долгосрочное направление деятельности, которое определяет позицию в конкурентной среде, использование ресурсов, объемы производства и прочее. Таким образом, она лишь задает предприятию ориентир, а не является четким сценарием действий.

Стратегия имеет долгосрочный характер, а потому разрабатывается на несколько лет вперед. При этом она может касаться как работы предприятия в целом, так и отдельных проектов. Стратегия не имеет конкретных постулатов, а формулируется в общих фразах и выражениях.

Видео

Понятие стратегии организации

Работа любого предприятия не представляется возможной без составления долгосрочного плана. Понятие стратегии организации представляет собой систему перспективных мер, направленных на достижение конкретных коммерческих целей. На ее разработку и реализацию оказывают влияние такие факторы, как:

  • наличные ресурсы организации, а также возможности дальнейшего их приобретения;
  • ситуация на рынке, которая описывает конкурентную среду, а также объем спроса;
  • внутренние ресурсы, которые позволяют наращивать объемы производства или расширять сферу деятельности;
  • взаимодействие с контрагентами, а также государственными и контролирующими органами;
  • аналитические способности руководителя, которые позволяют правильно определить направление деятельности.

Понятие и виды стратегии предприятия могут быть описаны следующим образом:

  • рост подразумевает достижение более высокого уровня, чем имеется на данный момент;
  • внешнее развитие подразумевает расширение организации за счет создания новых подразделений;
  • внутреннее расширение имеет в виду увеличение ассортимента выпускаемой продукции или перечня предоставляемых услуг;
  • ограниченный рост — это планы о расширении производства, которые выстроены в соответствии с существующими внутренними и внешними условиями;
  • сокращение — уменьшение масштабов производства ввиду нецелесообразности;
  • отсечение — выделение подразделений, работа которых не приносит желаемого эффекта с последующей их ликвидацией;
  • комбинированная стратегия может объединять в себе элементы всех вышеперечисленных.

Третья группа

Это стратегии диверсифицированного роста. К ним прибегают, если компании уже не могут дальше развиваться на своем рынке, со своим продуктом и внутри своей отрасли.

Типы стратегий данной группы следующие:

  1. Центрированной диверсификации (поиск и применение дополнительных возможностей в области производства принципиально новых продуктов наряду с существованием на центральных позициях старого бизнеса).
  2. Горизонтальной диверсификации (поиск возможностей существенного роста компании на уже освоенном рынке посредством нового продукта, для изготовления которого потребуется иная технология). Здесь организация должна ориентироваться в первую очередь на изготовление технологически независимых продуктов, которые смогли бы использовать уже имеющиеся возможности фирмы, к примеру, в сфере поставок. Ввиду того, что новый продукт ориентирован на целевой сегмент старого (основного), он по качественным характеристикам должен выступать сопутствующим уже выпускаемому продукту. Важное условие – предварительная оценка организацией собственной компетентности относительно производства нового продукта.
  3. Конгломеративной диверсификации (расширение компании посредством производства принципиально новых продуктов в рамках неосвоенной системы сбыта). Принято считать, что это одна из сложнейших с точки зрения реализации стратегий развития вследствие того, что ее успешное воплощение напрямую зависит от многочисленных факторов: компетенции персонала, сезонности рынка, квалификации менеджеров, наличии требуемого капитала и др.

Типы стратегий развития бизнеса

Те, которые закрепились на практике, получили название базисных. В них выделяется четыре разных подхода, касающихся роста компании, связанного с изменением базисного состояния одного (или одновременно нескольких) элементов, таких, как рынок, положение компании внутри отрасли, продукт, отрасль, технология. Каждый из вышеуказанных компонентов может пребывать в одном из двух состояний: текущем либо принципиально новом.

Типы стратегий первой группы — стратегии концентрированного роста (сопряжены с изменением рынка либо продукта, либо того и другого одновременно). Следуя данному курсу, компании стремятся улучшить выпускаемый продукт либо пробуют производить новый, оставаясь при этом в старой отрасли.

Что касается рыночного аспекта, то здесь организации ведут поиск возможностей относительно улучшения существующего положения на рынке.

Виды бизнес-стратегий

Эта группа видов стратегий в стратегическом менеджменте включает такие категории:

  • продуктово-рыночная;
  • конкурентная;
  • зарубежное инвестирование;
  • экспортная деятельность;
  • управление набором отраслей.

Продуктово-рыночная – определение разновидностей продуктов и услуг, а также сфер и рынков сбыта товарных категорий и технологий. Это одна из первостепенных стратегий.

Конкурентная стратегия подразумевает совокупность мер, определяющих движение фирмы на рынке. Решения здесь принимаются исходя из оценки показателей рынка (спроса, угроз, конкуренции и др.).

Зарубежное инвестирование и экспортная деятельность подразумевают создание собственного производства за границей и поиск рынков сбыта для экспорта.

Управление набором отраслей – вычисление объема капиталовложений на основе относительного объема производства, конкретной продукции и общей деятельности компании. При использовании этой стратегии происходит перераспределение капитала и направление финансовых вложений.

Теги