Зачем и кому нужны рецензии

Что такое рецензия на статью и для чего она нужна

Необходимость экспертной оценки научной статьи прописана в правилах исследовательских и образовательных учреждений, это свидетельствует о ее важности и о том, что любая научная работа должна быть объективно оценена компетентными лицами, что подтвердит ее научную ценность. Рецензии пишутся не только на исследовательские работы, но и на книги, статьи, целые области искусства, архитектуры, моды, литературы, выставок и т.д. Рецензенты – это специалисты, имеющие представление о том, как писать рецензию на статью.

Рецензия имеет статус официального документа. В роли рецензентов выступают лица с высоким профессиональным статусом в определенной сфере деятельности: с ученой степенью по специальности, которая соответствует теме работы.

Видео

Подготовка к рецензированию

Как театр начинается с вешалки, так создание любой рецензии — с подготовки. На первом этапе следует познакомиться с произведением, которое вы будете разбирать. Знакомство не должно быть шапочным.  

Доскональное изучение материала — фундамент реценз
Доскональное изучение материала — фундамент рецензирования

Прочитать рассказ, повесть, стихотворение, посмотреть кинофильм, мультфильм или сериал, послушать песню или оперу нужно не один раз, а несколько. Сначала это делается в режиме обычного читателя, зрителя, слушателя. Первые впечатления — самые ценные. Они и разбираются дальше, при повторном прочтении, просмотре, прослушивании, но уже с позиции аналитика.

В блокнот или файл вносятся предварительные пометки, тезисы, схемы, которые понадобятся для анализа. Если рецензируется напечатанное произведение, в качестве маячков по содержанию, цитатам, фразам, эпизодам удобны бумажные закладки или стикеры. 

Критерии анализа

Разобравшись с примерной моделью статьи, можно приступать к написанию.

Давайте посмотрим, из каких кирпичиков можно строи

Давайте посмотрим, из каких кирпичиков можно строится оценочная часть — что должно быть отражено в рецензии. 

В аналитический фокус рецензента обычно попадают такие моменты:

Общее впечатление от произведения — личные мысли, чувства, ощущения.

Сюжет — главная тема, линии, логика, динамика, композиционное решение, последовательность, предсказуемость, соответствие жанру произведения.

Проблематика — идеи и внутренний смысл произведения.

Достоверность — соответствие концепции и деталей описанному времени.

Герои — главные, второстепенные, положительные, отрицательные.

Психология отношений — характеристика, мотивация, поступки персонажей, последствия, взаимодействие психологической и фактологической линии в произведении.

Актуальность — общественная значимость, востребованность для современного читателя, зрителя, слушателя.

Дополнительное значение — внежанровые достоинства, ценность иной полезной информации (исторической, географической, культурологической, просветительской). 

Нет надобности включать в аналитический пласт рецензии все перечисленные разделы. За основу берутся наиболее важные, подходящие в конкретном случае критерии и при необходимости добавляются дополнительные. 

Разумеется, для качественного анализа рецензенту необходимы элементарные теоретические знания в тех сферах искусства и культуры, с которыми он имеет дело. 

Рецензия как жанр журналистики

Рецензия относится к числу аналитических жанров. А. Тертычный говорит об аналитических жанрах следующее: «Одной из наиболее примечательных черт отечественных СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. Система эта не является чем-то раз и навсегда данным — она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой» . Рецензирование стало актуальным постепенно, с развитием книгопечатания и переходом от экстенсивного чтения к интенсивному. Когда-то человеку было достаточно «Библии» и «Домостроя», но ближе к началу XIX века количество изданий — книг и журналов — распространилось настолько, что появилась нужда в экспертах, людях, ставших медиумами между миром книг и обществом. Такое положение дел обусловлено необходимостью выбора: из всех изданий человек должен выбрать именно то, что заслуживает его внимания. Тонкая грань разделяет рецензию и аналитическую статью. Тертычный указывает на следующее: хрестоматийные тексты Д. Писарева «Базаров» и Н. Добролюбова «Что такое обломовщина?», несмотря на то, что они посвящены разбору отдельных актуальных художественных произведений, сложно назвать в чистом виде рецензиями, поскольку идеи указанных авторов не укладываются в рамки анализа собственно текста и его рекомендации читательской аудитории, но вписаны в более широкий общественно-политический контекст. Разумеется, такое положение дел было обусловлено не пренебрежением к жанру, но теми проблемами, которые стояли перед русскими писателями и журналистами демократического лагеря. По существу, у них просто не было другой формы, в которой они могли бы транслировать свои взгляды. Пожалуй, диаметрально противоположной, хотя и выдержанной в рамках жанра, можно назвать современную заказную рецензию. Если в указанном выше случае рецензия сливалась с аналитической статьей, то заказная рецензия зачастую оказывается обычной рекламой. [5].

Теги