Зачем нужна эстетика

Эстетика: разбор понятия

Под термином эстетика принято считать сущность и формы прекрасного в различных сферах, а именно художественном творчестве, в жизни и даже в природе. Причём личность, познающая все тонкости этого искусства, испытывает различные чувства и эмоции:

  • эйфория;
  • неописуемая радость;
  • духовное наслаждение.

Эстетика: история термина

Эстетика была выделена в отдельную философскую дисциплину в 1750 году немецким философом А. Г. Баумгартеном. Он считал, что эта наука о восприятии жизни при помощи чувств.

Видео

Почему эстетика важна в нашей жизни

Изучая эстетику, все её аспекты в подробностях, невольно на ум приходит вывод о том, что сама эстетика, её деятельность выходят далеко за границы исключительно художественного искусства. Можно выделить несколько сфер, где она имеет значение для общества.

Экологическая эстетика. Изучает действия общества по отношению природы, окружающего его мира. Всем известно, что посредственное отношение к животному, растительному миру может привести к экологической катастрофе, а окружающая среда — одно из самых прекрасных творений нашего мира. Эстетика воспитывает в человеке правильные ценности, учит его отношению к природе, доказывая её ценность, ведь живые деревья — это естественная красота, свалки, обрубки – безобразие.

Трудовая эстетика. Эстетика изучает красоту даже производственной деятельности, это проектирование объектов, пошив одежды, любое другое творческое производство потребительских товаров. Она имеет значение, так как людей невольно привлекает то, что выглядит прекрасно.

Эстетик искусства. Самая непростая и разносторонняя группа, это музыка, художественные картины, поэзия. Отношение каждого к искусству индивидуально, одно произведение не может понравиться всем сразу, гибель персонажа способна растрогать не каждого, это определяет общество к определённым эстетическим категориям.

Эстетический порядок присутствует в каждой сфере жизни общества, даже если люди могут не замечать его.

Эстетика: влияние на человека

Эстетика имеет прямое влияние, так как эстетическое, художественное постепенное развитие личности становится рычагом изменения общества, где он живёт. Общественный прогресс не останавливается, предъявляет огромное количество требований к людям, требуя от них творческой активности, креативного мышления, напрягая духовные силы, проверяя душевные границы. Сила реформирования мира вынуждает общество демонстрировать свой эстетический потенциал, он оказывает равноценное влияние на формирование, этот факт ставит формирование эстетической, художественной культуры личности на важное место при создании благоприятных условий для жизни.

Эстетическое воспитание начинается с детства, первых шагов, когда только познаётся мир, тогда ребёнок ощущает, что что-то ему по душе, а другое вызывает смешанные, противные чувства, он эстетически познаёт себя через общение с другими людьми, с помощью своего окружения. Эстетическое воспитание сопровождает человека на всех этапах его жизни, влияя на формирование личности, контролируя человечность. Люди, лишённые этого чувства, зачастую не видят разницы, границ, не определяют правильное и дозволенное, не понимают прекрасного, ведут аморальный образ жизни, о чём нередко писали научные статьи учёные из разных стран, пытаясь привлечь внимание общественности.

Сама же эстетическая культура взаимно зависит от людей, ведь она создаётся с помощью их усилий, указывает на законы, факторы функционирования общества, в отличие от естественной природы человека. Философское направление с людьми тесно связаны несмотря на то, что можно сперва решить, что это не так. Эстетическая культура личности является неотъемлемым элементом духовной культуры, а значит, что она является частью общественного сознания, народной культуры.

Эстетика Возрождения

– эстетика индивидуалистическая. Специфика ее состоит в стихийном самоутверждении человека, мыслящего и действующего артистически, понимающего окружающую его природу и историческую среду как объект наслаждения и подражания. Эстетическая доктрина Возрождения проникнута жизнеутверждающими мотивами и героическим пафосом. В ней преобладает антропоцентрическая тенденция. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимание прекрасного, возвышенного, героического. Образцом красоты становится человек, его тело. В человеке видят проявление титанического, божественного. Он обладает безграничными возможностями познания и занимает исключительное положение в мире. Программным сочинением, оказавшим большое влияние на художественную мысль эпохи, явился трактат (1487). Автор формулирует совершенно новую концепцию человеческой личности. Он говорит о том, что человек сам является творцом, мастером своего собственного образа. Этим обосновывается новое отношение к художнику. Это уже не средневековый ремесленник, а всесторонне образованная личность, конкретное выражение идеала универсального человека.

В эпоху Возрождения утверждается взгляд на искусство как на творчество. Античная и средневековая эстетика рассматривали искусство как приложение к материи уже готовой формы, заранее имеющейся в душе художника. В эстетике Ренессанса зарождается идея, что художник сам творит, заново создает саму эту форму. Одним из первых эту мысль сформулировал Николай Кузанский (1401–1464) в трактате Об уме. Он писал, что искусство не только подражает природе, но носит творческий характер, создавая формы всех вещей, дополняя и исправляя природу.

Богатая художественная практика Ренессанса породила многочисленные трактаты об искусстве. Таковы сочинения О живописи, 1435; О ваянии, 1464; Об архитектуре,1452 Леона-Баттисты Альберти; О божественной пропорции Луки Пачоли (1445–1514); Книга о живописи Леонардо да Винчи. В них искусство признавалось выражением разума поэта и художника. Важной чертой этих трактатов является разработка теории искусства, проблем линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии, композиции. Все это помогало сделать зрение художника стереоскопичным, а предметы, им изображаемые, рельефными и осязаемыми. Интенсивная разработка теории искусства стимулировалась идеей создания в произведении искусства иллюзии реальной жизни.

Кто ввёл термин эстетика?

В научный оборот термин эстетика впервые ввёл в 1735 году немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен. Как и многие другие термины, слово «эстетика» заимствовали с древнегреческого языка, в котором оно звучит как «αἰσθητικός» (эстезис) и означает чувство, или чувственность.

В своей диссертации А. Баумгартен выделил эстетику в отдельную, самостоятельную дисциплину, которая имеет огромное влияние на духовный мир человека.

И. Кант отрицал эстетику как науку о чувственности в силу того, что эстетические суждения – это всего лишь критика вкуса. Если один человек заявит, что это вино божественно, то другой вправе с этим не согласиться и заявить, что оно довольно посредственное.

А. Лосев расширил изучение эстетики, которая прежде изучала лишь «изящное искусство», гармонию и те возвышенные чувства, которые они порождают. По его мнению, эстетика – это наука о любых чувствах вообще. Безобразное, трагическое, комическое, отвратительное, всё это может вызывать сильные эмоции, а значит, должно изучаться в рамках эстетики.

Современное изучение философии вышло далеко за рамки триады, которая заключалась в познании истины, красоты и добра, как единственные основополагающие признаки эстетики.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

Фундаментальной категорией эстетики является категория «эстетическое». Эстетическое выступает как всеобъемлющее родовое универсальное понятие для эстетической науки, как «метакатегория» по отношению ко всем остальным ее категориям.

Ближе всех к категории «эстетическое» находится категория «прекрасное». Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматриваются другие эстетические феномены. При рассмотрении возвышенного, трагического, комического и др. прекрасное выступает мерой. Возвышенное – то, что эту меру превышает. Трагическое – то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическое – то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается смехом. В современной эстетической теории наряду с положительными категориями выделяют их антиподы – безобразное, низменное, ужасное. Это делается на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных. Следовательно, научное исследование должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности.

Эстетика: где встречается кроме искусства и философии

Вместе с искусством и философией эстетика может встретиться в природе, еде и даже в повседневности. Она бывает:

  1. Эстетика природы занимается изучением красоты окружающего живого мира. Кроме того, она придаёт значение тому, какой опыт получает человек от обращения к природе в поиске прекрасного.
  2. Эстетика еды сейчас стала настоящей наукой. Она занимается изучением внешнего облика еды, сервировки стола и выбора окружающей обстановки. Это необходимо для выяснения взаимосвязи между красотой индустрии питания и получением удовольствия от приёма пищи.
  3. Эстетика повседневности занимается поиском художественной ценности в обыденных вещах. К примеру, поп-арт создаёт картины и инсталляции на основе афиш, реклам и вообще любых предметов, которые окружают человека.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.

Теги