10 интересных фактов об Александровской колонне

История создания шедевра

Величие русского оружия и роль российского императора в победе над Наполеоном требовали своего художественного и архитектурного воплощения.

Идея создания монумента принадлежит выдающемуся зодчему Карлу России. Заканчивая работы по оформлению Триумфальной арки Главного штаба, он высказывал мысль о необходимости архитектурного центра Дворцовой площади.

Это предложение нашло полную поддержку у Николая I, давно мечтающего запечатлеть подвиг своего старшего брата в достойном произведении искусства.

Лучший образ подвига

В 1829 году император объявил конкурс на лучший архитектурный проект в центре Дворцовой площади во славу Александра Освободителя.

Среди претендентов выделился молодой художник и зодчий Огюст Монферран, который уже зарекомендовал себя, как способный архитектор при строительстве Исаакиевского собора. Он представил на рассмотрение проект грандиозного монумента, представлявшего собой сложную скульптурную композицию с многочисленными фигурами и барельефами.

Эта идея была отклонена государем и архитектору указали на желаемый вид и стиль будущего шедевра, ими оказались Вандомская колонна в Париже и колонна Траяна в Риме. Художественно переработав эти архитектурные образы, Монферран создал творение, вошедшее в число величайших произведений искусства. Он сделал художественные эскизы и макет для представления проекта государю.

Александрийский столп представлял собой величественную изящную вертикаль, вознесшуюся к небу с рельефного пьедестала, стоящего на непоколебимом каменном основании. Бронзовый ангел, венчающий колонну, пронзал христианским крестом извивающегося змея, олицетворяя победу России над поверженной Францией. Лик ангела с чертами Александра I, смотрящий с высоты на город, выказывал ему и всей стране покровительство и защиту.

Николай I, на этот раз, был по-настоящему впечатлен и 24 сентября 1829 года он подписал новый вариант скульптурного решения. Главным зодчим проекта был назначен Огюст Монферран, а ответственным за строительство — граф Ю. П. Литта.

Видео

Водружение колонны и ангел с крестом

Посмотреть на это грандиозное событие в 1832 году собрался весь Петербург. Люди заняли всю площадь. На поднятие колонны прибыл и сам государь, а также вся императорская семья. Чтобы привести столп в вертикальное положение, потребовались силы 2000 солдат и 400 рабочих, они справились с работой за 1 час 45 минут. После успешной установки монолита народ дружно прокричал «Ура!» А восхищенный император произнёс:

Монферран, Вы себя обессмертили!

Одновременно со строительством колонны, с сентября 1830 года Монферран работал над статуей для размещения на ней. Николай I пожелал, чтобы она была обращена к Зимнему дворцу. Предлагались несколько вариантов композиций, в итоге, к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским, с выразительной надписью:

Сим победиши!

Пьедестал искульптура ангела

Вершина Александровской колонны украшена ангелом, который достигает в высоту почти 5 метров. Фигуру сделал Борис Орловский — русский скульптор, стараясь придать лицу ангела черты Александра I. Правая рука ангела вознесена к небу, а левой он держит крест, на который пытается взобраться змея. Эта фигура символизирует мир в государстве, наступивший после разгрома наполеоновской армии. По одной из версий, фигура ангела выбрана, потому что в семейном кругу Александра I называли «Наш Ангел». Кстати, по первоначальному замыслу архитектора он должен был быть позолоченным, но поскольку власти спешили с открытием памятника, от этой затеи отказались.

Барельеф на основании колонны, © Skif-Kerch

Особое внимание привлекает могущественный пьедестал, украшенный барельефами, которые удачно гармонируют друг с другом, создавая уникальный ансамбль. Центром композиции выступают две крылатые женщины, держащие в руках табличку с благодарственной надписью Александру I от всей России. Рядом с ними находятся символы двух рек — Неман и Вислы. Другие барельефы украшены символами Мира и Победы, Изобилия и Мудрости, а также Милосердия и Правосудия. Но особо выделяются двуглавые орлы, держащие в своих лапах гирлянды из лавра. Все рисунки для пьедестала изобразил Монферран, а уже по ним художники выполнили эскизы натурального размера, по которым скульпторы сделали формы для отливки.

Победа, Мудрость, Милосердие, Справедливость и Изобилие в одной колонне

Позже, еще два года уйдет на шлифовку, полировку монолита, а также на украшение пьедестала. В то время было принято, дабы подобные сооружения увенчивал крест либо фигура ангела. Считалось, что тогда архитектурное решение не идет вразрез с модой. Поначалу Монферран так и предполагал – увенчать вершину колонны крестом, но в процессе работы выбор пал на ангела, и Николай Iповелел придать фигуре лик покойного Александра.

Постамент же украсили барельефами: со стороны здания Главного штаба Победа занята важным делом – заносит в Книгу Истории памятные даты, а барельеф со стороны Зимнего Дворца украшают две крылатые фигуры. Остальные стороны венчают фигуры Мудрости, Милосердия, Справедливости и Изобилия.

Остается удивляться точному расчету великого архитектора, создавшего уникальный монумент, ведь колонна не имеет абсолютно никаких укреплений. Прочно стоять на земле Александровской колонне помогает собственный вес и точный расчет мастера.  «Особые приметы» самой высокой в мире колонны достойны восхищения: при высоте самого памятника в 47,5 м  и гранитного монолита в 25,6 м вес достигает 704 тонн.

Где находится

Адрес

Дворцовая площадь

Метро

  • Адмиралтейская
  • Невский проспект
  • Гостиный двор

 Как добраться

К Александровской колоне легче всего выйти с Невского проспекта, свернув на Малую Морскую улицу к знаменитой Арке Генерального штаба. Она видна с самого Невского. Если пройти под аркой, открывается панорамный вид на просторную и сдержанную Дворцовую площадь и на Александровскую колонну в центре нее.

«Передо мной предстала колонна Траяна»

Александровская колонна, фигура ангелаАлександровская колонна, пьедестал

Однако ни один проект обелиска принят не был. Монферрану предложили создать что-то вроде Вандомской колонны в Париже или колонны Траяна в Риме. Как писал архитектор: «Предо мной предстала колонна Траяна как прообраз самого прекрасного, что только способен создать человек в этом роде. Я должен был стараться подойти как можно ближе к этому величественному образцу античности, как это было сделано в Риме для колонны Антонина, в Париже — для колонны Наполеона».

У колонны Монферрана тоже было несколько вариантов оформления: кроме эскиза с фигурой ангела архитектор предлагал увенчать обелиск крестом, обвитым змеей, или установить наверху фигуру Александра Невского.

Скульптурное оформление колонны

Александровская колонна, пьедестал. Фотография: неАлександровская колонна, фигура ангела. Фотография:

Александровская колонна, пьедестал. Фотография: foАлександровская колонна, пьедестал. Фотография:

Фигуру ангела высотой почти пять метров выполнил сАлександровская колонна, пьедестал. Фотография:

Фигуру ангела высотой почти пять метров выполнил скульптор Борис Орловский. В левой руке ангел держит крест, а правую возносит к небу. По замыслу Монферрана, фигура ангела должна была быть позолочена, но из-за спешки с открытием от этого решения отказались. На пьедестале колонны размещены изображения всевидящего ока, под которыми находятся двуглавые орлы, держащие в лапах лавровые гирлянды. Две крылатые женские фигуры держат табличку с текстом «Александру I — благодарная Россия», рядом изображены символы рек Висла и Неман. На других барельефах изображены аллегории Победы и Мира, Правосудия и Милосердия и Мудрости и Изобилия. Рисунки для оформления пьедестала выполнил сам Монферран, по ним художники сделали эскизы в натуральную величину, а скульпторы создали формы для отливки.

«Монферран, Вы себя обессмертили!»

Александр Денисов. Подъем Александровской колонны. 1832Л.П.-А. Бишебуа, А.Ж.-Б. Байо. Подъем Александровской колонны. 1834Григорий Гагарин. Александрийская колонна в лесах. 1832

Самой сложной задачей, стоящей перед строителями, была установка колонны. Здесь также пригодились разработки, сделанные Августином Бетанкуром при строительстве Исаакиевского собора. Он сконструировал специальную подъемную систему из строительных лесов, кабестанов — механизмов для передвижения грузов — и системы блоков. Сначала колонну по наклонной плоскости подкатили на специальную платформу и закрепили на ней. Потом стали поднимать канаты, размещенные на вершине лесов. Эту операцию почти 40 минут выполняли около 2500 человек. Николая I настолько впечатлил торжественный подъем, что он воскликнул: «Монферран, вы себя обессмертили!» После установки колонны ее шлифовали, полировали и декорировали — на это потребовалось два года.

Покушения на Александровскую колонну

После революции 1917 года памятник царю смущал правительство большевиков. Самым первым предложением было «Снести!», вместо него на Дворцовой площади устроить мемориальное кладбище. Но то ли из экономических соображений, то ли из-за переноса столицы в Москву, колонну не тронули.  Кладбище появилось у стен Кремля.

После смерти Ленина в 1924 году власти Петрограда решили заменить ангела на статую вождя. Но и в этот раз отказались от затеи. Нарком просвещения А. Луначарский убедил всех в нецелесообразности мероприятия.

В 1952 году в порыве идеологической пропаганды в Ленинграде решили установить на колонне бюст Сталина. И опять не получилось. В этот раз — из-за смерти Сталина.

Александровская колонна в честь какого события установлена?

Памятник установили в честь победы над Наполеоном в войне 1812-1814 годов в память об Александре I, о чём свидетельствует надпись на пьедестале: «Александру 1-ому Благодарная Россия»

Надпись на пьедестале Александровской колонны на Д
Надпись на пьедестале Александровской колонны на Дворцовой площади

История

История колонны начинается во времена правления императора Николая I, который пожелал увековечить память о своем брате – Александре I. В 1832 году колонну подняли 2 000 солдат. Использовались только канаты и ручной труд. В течение 2 лет длились различные доработки.

30 августа 1834 года, в день Святого Александра Не
30 августа 1834 года, в день Святого Александра Невского, состоялась церемония торжественного открытия. Ангела на верхушке колонны жители Петербурга сразу же окрестили своим хранителем.

Колонна считалась «той вертикалью, что определяет величие России». Почти сразу на стала восприниматься и как памятник основанию российского государства.

Император называл ее «Столп Николая I Александру I», подражая Екатерине Великой и своему отцу Павлу, украшавших выдающиеся скульптуры памятными надписями

После революции 1917 года Александровская колонна чудом уцелела. На главной площади бывшей императорской столицы планировали устроить погост, а вдоль Зимнего – мемориальные могилы. Однако 600-тонная колонна просто так не падала. К счастью, весной 1918 года правительство переехало в Москву, и колонну оставили в покое.

В 1924 году, после смерти Ленина, власти приняли р
В 1924 году, после смерти Ленина, власти приняли решили водрузить на Александровскую колонну вместо ангела с крестом статую великого вождя тов. Ленина. Всю нелепость этой идеи донес до верхов правительства Луначарский – тогдашний нарком просвещения. Так колонна уцелела во второй раз.

В 1952 году было совершено еще одно «покушение» на Александровскую колонну. В ряду сталинских переименований улиц, площадей, проспектов, на нее планировалось установить бюст И. Сталина. Однако из-за смерти вождя в марте 1953 г. такая идея потеряла всякий смысл.         

Создание ангела и барельефов пьедестала

Надо отметить, что существовало несколько вариантов завершения колонны.

Александровская колонна получила нынешний вариант, созданный скульптором Б. Орловским. Но детское семейное прозвище Александра I — «наш Ангел» оказалось решающим.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту

Факт! Полная высота «ангелочка» с учетом креста составляет 6,4 метра, из которых 4,2 метра приходится на самого ангела. Таким образом, суцельная Александровская колонна равна 47,5 м.

Специалисты отмечают, что соотношение высот фигуры и колонны более гармоничное, чем у прообразов – колонны Траяна и Вандомской. Монферран – и здесь молодец.

Все эскизы барельефов архитектор сделал лично. По ним рисовальщики Скотти и Тверской создали шаблоны, а скульпторы вылепили формы для отливки. В результате появились четыре великолепных высокохудожественных барельефа из бронзы. Их отливку проводили на заводе имени Берда.

Легенда! Говорят, среди барельефов есть даже шлемы Александра Невского и, что совершенно невероятно – щит, прибитый Вещим Олегом к вратам Царьграда.

На верху барельефа – орлы с дубовыми гирляндами в клювах, хранящие покой Всевидящего Ока. На главном фронтоне – доска, гласящая «Александру I – Благодарная Россия», в руках ангелов, парящих над доспехами.

Слева и справа фигуры девушки и старика символизируют реки Вислу и Неман, которые в ходе европейского похода на Париж форсировали русские солдаты.

Другие фронтоны также не остались не удел – их украшают фигуры греческих богинь, олицетворяющих Правосудие и Милосердие, Мудрость и Изобилие, Победу и Славу. Благодаря легкой руке Монферрана, все элементы барельефа восхищают необыкновенной четкостью и прекрасной прорисовкой деталей.

Полный стих А.С. Пушкина «Памятник» — «Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа»

Exegi monumentum.*

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,К нему не зарастёт народная тропа,Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа.**

Нет, весь я не умру — душа в заветной лиреМой прах переживёт и тлeнья избежит -И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,И назовёт меня всяк сущий в ней язык,И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,Обиды не страшась, не требуя венца;Хвалу и клевету приeмли равнодушно И не оспаривай глупца.____________________________* «Я воздвиг памятник» (лат.). Эпиграф взят из произведенийГорация, знаменитого римского поэта (65-8 гг. до н. э.).** Александрийский столп — колонна, поставленная в честь царяАлександра I на Дворцовой площади в Петербурге.

Теги