Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. Фото, описание, адрес, экскурсии

Мазанка с эллингами

Первое здание было практически ровесником Санкт-Петербурга: строилось оно, как и многое в те годы, в спешке, и носило сугубо практический характер – городу нужна была верфь. «Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен», — записал Петр I в ноябре 1704 года. Полгода спустя здесь уже были заложены первые корабли. Архитектурной изысканностью эта растянутая П-образная мазанковая постройка не отличалась, а во время Северной войны ее еще и оградили земляным валом и заполненными водой рвами для лучшей обороны. Собственно, такими же неказистыми были первый Исаакиевский собор и первое здание Сената – позже все пришлось перестраивать.

Первый построенный корабль был спущен на воду уже
Первый построенный корабль был спущен на воду уже в мае 1706 года. Фото: Архивное фото

Первый построенный здесь корабль был спущен на воду уже в мае 1706 года. В последующие 10 лет на территории адмиралтейства действовали склады, мастерские, кузницы, службы адмиралтейского ведомства. Двор был заставлен эллингами (большими амбарами) для постройки судов. При Петре здесь были построены 262 корабля.

Видео

Дворцовая площадь

Самая главная площадь в Санкт-Петербурге. Она возн

Самая главная площадь в Санкт-Петербурге. Она возникла в восемнадцатом столетии. Данную территорию образует архитектурный комплекс, в который входит Зимний дворец, здание Главного штаба, Александровская колонна, здание штаба Гвардейского корпуса, а также Триумфальная арка.

Наименование Дворцовая площадь известно с 1766 года, хотя до этого данная территория также существовала, но называлась совсем иначе. Изначальное название – Адмиралтейский луг.

Первое оформление площади связано с приездом Петра Третьего. Вся территория перед этим событием была замощена щебнем, а также некоторыми строительными материалами. Горожанам разрешалось забирать все с площади бесплатно. Таким образом, все расчистили к утру.

В начале девятнадцатого столетия правительство скупило все близлежащие здания, и на этом месте была построена арка Главного Штаба.

Адмиралтейство при Екатерине II

При Анне Иоанновне и Елизавете Петровне строительству флота не придавалось большого значения, поэтому, когда к власти пришла Екатерина II, она получила в наследство отсутствие практически как флота, так и моряков. Но в июле 1769 г. из Петербурга вышла эскадра из 15 судов, верфь возобновила работу.

В 1777 г. в Петербурге произошло разрушительное наводнение, после которого башня Адмиралтейства стала использоваться в качестве сигнальной: в случае начала наводнения на ней днём вывешивались флаги, а ночью фонари. При этом обязательно стреляли из пушек.

13 мая 1783 года на территории Адмиралтейства произошёл крупный пожар. Была опасность распространения пожара на Зимний дворец, но его удалось предотвратить, однако Екатерина II решила перенести верфь на территорию Кронштадта. Но этому воспротивилась Адмиралтейств-коллегия: сначала чиновники затянули проект перевода Адмиралтейства в Кронштадт, а потом составили смету в 9 миллионов рублей. Екатерина II решила, что это слишком дорого, поэтому были отпущены средства на ремонт и организацию дополнительных противопожарных мер, эти мероприятия были завершены уже при Павле I.

До кончины Екатерины II на башне Адмиралтейства ежедневно устраивались полуденные концерты в исполнении оркестра Адмиралтейства.

Архитектура здания Адмиралтейства

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге считается одним из самых значительных исторических памятников архитектуре. Изначально здание, являющееся в наше время Главным Адмиралтейством, имело функцию верфи, использовавшейся для постройки и ремонта военных судов (отсюда и пошло название — Адмиралтейство). Именно от возвышающегося шпиля этой достопримечательности в разные стороны раскинуты три самые главные исторические улицы города: Вознесенский проспект, Невский проспект и Гороховая улица. По этой причине раньше здание Адмиралтейства иногда называли «Невским трезубцем» или «Полярной звездой».

Архитектором Адмиралтейской верфи был сам Петр I, он собственноручно нарисовал план будущего строения, которое должно было выглядеть как огромная буква П, длиной около 425 метров, а шириной — 213 метров. По проекту внутри двора находилась «государева контора» — главное здание Адмиралтейства, по бокам которого располагались дополнительные пристройки в один этаж, выполненные из дерева. Через несколько лет в 1711 году к главному зданию была пристроена высокая башня с тонким возвышающимся шпилем с флюгером, ставшая впоследствии главным символом Санкт-Петербурга. В этой части Адмиралтейства заседала и управляла флотилией Адмиратейств-коллегия. В центре комплекса в свое время были расположены различные помещения для ремонта или постройки судов. В этом же месте была специальная камора для проектирования кораблей, в которой располагались чертежники и архитекторы.

Окружала здание Адмиралтейства основательная стена, укрепленная земляными бастионами в количестве 5 штук, а также защищенная достаточно глубоким крепостным рвом, в котором вместо воды на дне были установлены несколько рядов острых кольев. Верфь с рекой Нева соединяло два канала — один внешний, а второй внутренний. Место, необходимое для обстрела вражеских кораблей, освободили вырубкой леса, и стали именовать — Адмиралтейский луг.

© Павел Киселев

Современное Адмиралтейство включает в себя два корпуса в виде букв П. Главный фасад достопримечательности притягивает взгляд туристов своими основательными колоннами, а также аркой, над которой возвышается башня в несколько ярусов, украшенная куполом со шпилем и часами. Главное Адмиралтейство имеет три этажа, а фасад его украшен 56 статуями, 11 барельефами и более 300 различных видов лепнины.

Как добраться до Адмиралтейства

Адмиралтейство находится в самом сердце Санкт-Петербурга. Кроме осмотра местных достопримечательностей и архитектуры, сюда едут, чтобы посетить храм Святого Спиридона Тримифунтского. Добраться самостоятельно до этих мест можно несколькими способами.

Точный адрес: Адмиралтейский пр-д, 1, Санкт-Петербург, 190195.

Как добраться от аэропорта Пулково:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутом №39Э ехать 1 остановку до ст.м. Московская. Время в пути — 30 минут.

    Метро:по синей ветке (2 Парнас) от ст.м. Московская ехать 7 остановок до ст.м. Невский проспект. Время в пути — 13 минут.

    Автобус:маршрутом №22 ехать 3 остановки до Исаакиевской площади. Время в пути — 3 минуты.

    Пешком:350 м.

  • Вариант 2

    Автомобиль:направляться на северо-запад по трассе А-118, затем выехать на ЗСД в сторону Митрофаньевского шоссе и набережной реки Фонтанки. Расстояние — 23 км.

Как добраться от Московского ж/д вокзала:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутом №3 ехать 6 остановок до ул. Малая Морская. Время в пути — 16 минут.

    Пешком:450 м.

  • Вариант 2

    Автомобиль:по Невскому проспекту на северо-восток в сторону Сенатской площади. Расстояние — 4,5 км.

Как добраться

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге стоит на пересечении 3-х основных направлений: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица.

Благодаря чему добраться до него можно несколькими способами:

  • пешком

Если целью является не само Адмиралтейство, а прогулка с обзором достопримечательностей города на Неве, то туристы имеют возможность добраться сюда пешком. Дойти до него можно от Зимнего дворца или стрелки Васильевского острова, ориентируясь на золотистый шпиль. Путь составит около 12 мин;

  • от станции метро «Невский проспект»

Добраться до главного здания Адмиралтейства можно и от станции «Невский проспект». Можно пройтись пешком. Для этого, выйдя из метро, необходимо двигаться вдоль Невского проспекта к Дворцовой площади, ориентируясь на шпиль здания. Путь займёт 14 мин. Если сезон для прогулки выбран неудачно, то можно сократить время маршрута, доехав до Малой Морской улицы на автобусах (191, 24, 7) или троллейбусах (1, 10, 11, 7). Путь займёт около 10 мин;

  • от станции метро «Адмиралтейская»

Это самый простой и быстрый маршрут. Чтобы добраться до Адмиралтейства, необходимо доехать до станции «Адмиралтейская» и выйти со стороны улицы Малая Морская. По ней следует идти до Гороховой улицы и свернуть вправо. После чего необходимо пройти через Александровский сад и выйти к зданию Адмиралтейства, ориентируясь на золочёную иглу. Путь от метро займёт около 10 мин.

Кораблик нашпиле

© Professor Caretaker

На самой вершине шпиля Адмиралтейства на высоте 72,5 метра находится любимый символ всех местных жителей и гостей города — позолоченный кораблик, выполняющий роль вращающегося флюгера. По словам историков, форма корабля очень похожа на внешний вид самого первого судна, которое зашло в порт города сразу после его постройки.

Адмиралтейство и его скульптурное богатство

Особенная роль в новом адмиралтейском облике отведена скульптурным ансамблям центральной башенной конструкции. Они в аллегорической форме славят морское могущество России.

Сразу слева и справа от арочного входа в Адмиралтейство трио нимф на высоких постаментах поддерживают на своих изящных плечах огромные шары, символизирующие земную и небесную сферы.

Над Триумфальной аркой парят аллегорические крылатые гении Славы, поющие гимн российскому морскому флоту. А, выше, в аттике располагается главный рельеф с примечательным названием «Создание флота в России» скульптора И. И. Теребенева.

Это очень красноречивая и символичная композиция, на которой изображен бог морей Нептун, передающий Петру I символ морской власти – волшебный трезубец. Рядом, в виде молодой женщины с рогом изобилия, изображена Россия и воспевающие ее Минерва, Меркурий и Вулкан.

Каждая скульптура, украсившая Адмиралтейство имеет свой смысл и предназначение. Фигуры Александра Македонского, Аякса, Пирра и Ахилла на углах первого яруса башни призваны смягчить переход от массивного нижнего куба к ажурному следующему ярусу.

Над его колоннами возвышаются 28 фигур, выполняющие ту же функцию, но по отношению к куполу и шпилю башни. Они в символической форме изображают стороны света, четыре стихии, ветра и двух небожителей – египетскую богиню Исиду и богиню астрономии Уранию. Фронтоны со всех сторон украшают барельефы с изображениями богини правосудия Фемиды и гениев Славы, венчающих военные подвиги и Науку.

Яркий эффект всех скульптурных образов, входящих в Адмиралтейство, заключается в их необыкновенной пластичности и выразительности, которую создали лучшие скульпторы того времени И. И. Теребенев, Ф.Ф. Щедрин, С. С. Пименов и А. А. Анисимов. В их прекрасных произведениях полностью воплощена идея прославления России, как великой морской державы.

В результате перестройки Адмиралтейство получило свой современный облик и стало центром архитектурного ансамбля. Это знаменитый «Невский трезубец», от которого тремя лучами расходятся главные магистрали города – Гороховая улица, Вознесенский и Невский проспекты.

Музей

В 1805 году в здании Главного Адмиралтейства организовали Морской музей, в него передали все модели и чертежи кораблей. В 1924 году он стал называться Центральным военно-морским музеем. Сейчас он располагается по адресу площадь Труда дом 5 «Новая Голландия».

 

Адмиралтейство сегодня

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге после перестройки 1823 г. подверглось реставрации ещё несколько раз. Работы велись в 1928 г. и с 1997 по 1998 гг. В 2018 г. в здании также проходили восстановительные работы.

  • В 1977 г. шпиль снова позолотили. В процессе позолоты в шар под кораблём установили особенную шкатулку, в котором хранится проект Конституции СССР.
ЭкскурсияПрограммаВремяЦена
Адмиралтейство для детей и взрослыхДанная экскурсия создана специально для тех, кто хочет посетить Адмиралтейство вместе с детьми.

Идеальный возраст детей – школьники, но и детям дошкольного возраста будет не менее интересно, чем взрослым и школьникам.

Экскурсанты вместе с гидом обойдут весь квартал, увидят здание Адмиралтейства, насладятся архитектурной красотой здания и узнают его историю.

Вместе с экскурсоводом посетители прогуляются по Александровскому саду, узнают, как менялся он со времён Петра Великого, что изменилось на этом месте, а что осталось прежним.

Вместе с гидом экскурсанты составят карту квартала и разгадают много таинственных загадок

1,5 чГруппа до 4 человек – 2 400 руб.

Если группа больше 4 человек, то стоимость экскурсии составляет 600 руб. с человека.

Обзорная экскурсия «Вечерний Петербург»Экскурсанты вместе с гидом посетят главные площади города, познакомятся с архитектурными ансамблями и памятниками, увидят Стрелку Васильевского острова, Адмиралтейство, проедут по Невскому проспекту, насладившись вечерними видами Санкт-Петербурга.

Гид расскажет об архитектуре города, расскажет о том, как жили знаменитые горожане.

1,5 чВзрослый – 600 руб.

Студенческий – 500 руб.

Пенсионеры и инвалиды – 450 руб.

Школьники – 400 руб.

Дети до 7 лет – 200 руб. Иностранцы – 800 руб.

Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу (дневная)За короткое время экскурсанты прогуляются по культурному центру, проедут по Невскому проспекту и другим улицам «Адмиралтейского трезубца».

Экскурсанты увидят знаменитые архитектурные ансамбли и памятники города, узнают историю их создания.

1,5 чВзрослый – 600 руб.

Студенческий – 500 руб.

Пенсионеры и инвалиды – 450 руб.

Школьники – 400 руб.

Дети до 7 лет – 200 руб.

Иностранцы – 800 руб.

Индивидуальные экскурсии на иностранных языкахПрограмма обсуждается в каждом случае индивидуально.

Экскурсии проводятся на английском, немецком, арабском, корейском и иврите.

Около 1,5 чЦена зависит от языка, на котором проходит экскурсия.

Английский, немецкий языки – от 3 200 руб.

Арабский, корейский, иврит – от 7 000 руб.

  • До 1939 г. в одном из корпусов адмиралтейства находился музей морского флота, который мог посетить каждый желающий, но сейчас многое изменилось.
  • С 1925 по 2009 гг. в здании было расположено Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского.
  • После развала Советского союза не раз поднимался вопрос о том, как использовать Адмиралтейство. В 2006 г. сюда планировали переместить Центральный военно-морской музей, чтобы использовать освободившееся помещение для открытия нефтяной биржи.
  • В 2007 г. в здание Адмиралтейства предложили перевести командование Военно-морского флота.
  • 31 октября 2012 г. Главный штаб ВМФ перебрался в главное здание Адмиралтейства официально.
  • В январе 2014 г. Шойгу поддержал систему приспособления корпусов Адмиралтейства для нужд ВМФ.
  • С 8 июня 2018 г. Для посещения Адмиралтейства требуется разрешение командования ВМФ, которое даётся в исключительных случаях и позволяет попасть только в часть здания со стороны ресторана. Остальная часть после переезда штаба ВМФ является государственной тайной.

Часы работы Адмиралтейства: с 10 до 18 ч

Стоимость экскурсии зависит от многих факторов, но примерную стоимость посетители могут увидеть, взглянув на таблицу, приведённую ниже.

Деятельность

Адмиралтейство («Адмирал» — в переводе «владыка», «властелин морей») являлось крупным производственным предприятием. Здесь выполняли весь комплекс мероприятий от заготовки леса до полной постройки корабля. 29 апреля 1706 года со стапелей сошло первое судно — 18-пушечный корабль, построенный при личном участии Петра I. С этого дня по январь 1725 года на Адмиралтейской верфи было построено более 40 кораблей, а до 1844 года, когда производство здесь закрылось, на воду спущено около трёхсот кораблей.

В ознаменование Полтавской победы Пётр I 6 декабря 1709 года заложил на Адмиралтействе первый крупный 54-пушечный корабль «Полтава», спущенный на воду летом 1712 года.

Поначалу корабли строили около 1 000 человек. К 1715 году их уже было более 10 000. Первые кораблестроители прибыли в Петербург из Олонецкой верфи. Мастерами первое время были исключительно иностранцы — англичане, голландцы, итальянцы. Однако основную массу рабочих составляли крепостные крестьяне.

Первое время на верфи трудился и сам царь, оставивший за собой должность главного мастера («баса») и получавший соответствующее жалование. Но и после оставления этой должности Пётр I ежедневно посещал Адмиралтейство в четыре или пять часов утра. Особенно часто он бывал в модель-каморе, где назначал приёмы техников или вернувшихся из-за границы мастеров и устраивал им экзамен.

Все служители верфи жили рядом с Адмиралтейством, по другую сторону гласиса (Адмиралтейского луга). Место их проживания, между Адмиралтейским лугом и Мойкой, называлось Морской слободой. Большая и Малая Морские улицы берут своё название именно от Морской слободы. Простые рабочие жили здесь в шалашах и простых хибарах. Нижним чинам строили избы, для чего по Неве на подводах сюда доставляли готовые срубы. Чем выше чин или мастерство рабочего, тем жильё было ближе к Адмиралтейству.

Рабочий день строителей Адмиралтейства начинался в пять часов утра, заканчивался он около девяти часов вечера. Пункт 32 «Регламента Адмиралтейской верфи» устанавливал такой распорядок:

«В колокол бить на работу и с работы, марта с десятого, сентября по десятое число, по утру полпята, в вечеру в марте и апреле семь часов; в июне, июле по утру полпята, в вечеру осьм… Сентября с десятого марта по десятое, по утру час пред восхождением солнца, в вечеру час по захождении солнца…» [Цит. по: 8, с. 9]

Днём строителям давалось время на обед, длительность которого сокращалась осенью, а особенно зимой. Например, в 1708-1709 годах длительность обеденного перерыва была такой: летом — три часа, осенью и весной — два часа, зимой — один час. За каждый прогульный день взимался штраф в размере недельного заработка, за каждый час прогула взималось суточное жалованье. Воскресенье был выходным днём, но это правило часто не соблюдалось. Платили рабочим по три копейки в день. [8, с. 9, 10]

В ведении Адмиралтейства находились Смольный двор, пильные мельницы на реке Ижоре, несколько кирпичных заводов, гонтовый завод на Охте и другие подсобные предприятия. Адмиралтейство пользовалось продукцией промышленности Москвы, Ревеля, Риги, уральских городов.

Ещё при Петре I в Адмиралтействе уделялось большое внимание механизации и специализации. Подтверждением тому служат пункты «Регламента Адмиралтейской верфи». Пункт 28 гласил: «В зимнее время держать наёмных шестьдесят лошадей, которыми по корабельному строению все леса от кранов возить, кроме самых тяжёлых… которые надлежит людям по каналам такелями тянуть…«. Пункт 29: «Не надлежит ничего людям носить или возить (кроме такой мелочи, что может один человек понесть), но летом водою, понеже ко все работам есть каналы; а зимою в санях лошадьми, также везде у работ употреблять машины, которые в иных государствах употребляются; а где и нет, а можно быть, то вымышлять, дабы меньшим числом людей дело управлять было возможно«. Пункт 38: «Мастеровых людей не переводить от одного мастерства к другому; также переменных не употреблять у дел, но везде быть не переменным, дабы лучше в своём художестве обыкли«. [Цит. по: 8, с. 17]

Ради пожарной безопасности Петром I 8 февраля 1709 года был издан указ:

«Великий Государь велел сим объявить, как и прежде сего объявлено было, чтоб около кораблей и прочих судов, також у галер в гавани, при Санкт-Петербурге, никакого огня не держать, также и табаку не курить, а ежели кто в оном сыщется виновен, будет бит: по первому приводу наказан по 10 ударами у мачты, а ежели приведён будет в другой раз, оный будет под киль корабельный пропущен и у мачты будет бит 150 ударами, а потом вечно на каторгу сослан».

Впрочем, на каторгу вряд ли бы кто отправился. После 150 ударов остаться в живых было невозможно.

19 февраля 1711 года указом царя был создан «Хор военной музыки Адмиралтейского батальона». Он состоял из семи гобоистов и десяти барабанщиков.

18 января 1715 года Пётр I издал указ:

«Санкт-Петербургского Адмиралтейства мастеровым людям носить немецкое платье и чтоб оное было сделано всеконечно сего января к 23 числу, а ежели кто учинится преслушен, и таким учинено будет наказание: битьё кнутом и из дач из готового ми кормового жалованья вычтено за полгода у каждого человека» [Цит. по: 3, с. 58, 59].

В 1718 году в башне расположился высший орган управления российским флотом — Адмиралтейств-коллегия. С адмиралами здесь заседал сам Пётр. Заседания продолжались до 11 часов, когда царь по старой привычке подкреплял себя анисовой водкой. Его примеру следовали и адмиралы. Этот факт родил поговорку: «Адмиралтейский час пробил, пора водку пить«. 11 часов с тех пор называют «Адмиралтейским полднем».

31 января 1720 года по указанию Петра I «для розыска во всяких делах» в Адмиралтействе был оборудован «застенок». Он находился в угловом помещении бастиона.

Визит в Адмиралтейство, состоявшийся в 1721 году, описал камер-юнкер Ф. Берхгольц:

«Осмотрели… и самое Адмиралтейство. Оно имеет внутри большое, почти совсем четырёхугольное место, которое с трёх сторон застроено, а с четвёртой открыто на Неву, где корабли строятся, а потом спускаются в воду. Против открытой стороны находится большой въезд, или главные ворота, над ними устроены комнаты для заседания Адмиралтейств-коллегии… в одном из флигелей устроена обширная зала, где рисуют и, если нужно, перерисовывают мелом вид и устройство всех кораблей, назначенных к постройке… Потом прошли в флаговый зал, где приготовлена была закуска. В этом зале развешаны пож потолком все флаги, знамёна и штандарты, отнятые в продолжение последней войны у шведов» [Цит. по: 3, с. 61].

Примерно в это же время верфь осматривал гость из Польши:

«Пройдя мост на канаве и ворота, мы вошли через сени в громадное помещение, где строятся корабли. Здесь мы осматривали большой, только что выстроенный красивый корабль. Затем отправились в кузницу, где было 15 горнов и при каждом 15 кузнецов с мастером. Отсюда мы прошли через другой канал к трёхэтажному дому, где находились магазины. Здесь были канаты, гвозди, твёрдое дерево, медь и много других корабельных принадлежностей. Отсюда мы направились в галерею, которая находилась в среднем этаже и где адмирал Апраксин угостил всех нас корабельными блюдами: копчёной говядиной, языком, морскими рыбами и т. п. Посидев немного, мы прошли в коллегии, где молодые люди обучались военному искусству. Отсюда мы сошли к каналу, в котором стояло несколько судов с насосами. Потом прошли в комнату, где была библиотека и лежало много бумаги — белой, серой и чёрной. Несколько комнат было занято готовым платьем на 24 000 человек. Мы осматривали дома ремесленников, помещения, где цирюльники приготовляли мази и пластыри для ран, мастерские, где шились паруса, большое и широкое здание в 2 этажа на сваях, где приготовляли модели кораблей, и наконец прошли в комнаты, где начальник кораблей Головин нас угощал. Головин, в знак своего достоинства, носил при себе золотой циркуль, украшенный камнями…» [Цит. по: 3, с. 61, 62]

По указу Анны Иоанновны от 1736 года с валов Адмиралтейства производился полуденный выстрел пушки. Много позже этот выстрел стали делать с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости [6, с. 59].

В 1730-1750-х годах, при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне, строительству флота не придавалось большого значения. Когда к власти пришла Екатерина II, она получила в наследство отсутствие как флота, так и моряков. В июле 1769 года из Петербурга уже вышла эскадра из 15 судов. Правда, до Италии смогли дойти целыми лишь восемь. Но верфь продолжила активно работать [2, с. 386].

После разрушительного наводнения 1777 года башня Адмиралтейства стала использоваться в качестве сигнальной. На её углах в случае начала наводнения днём вывешивались флаги, а ночью фонари. При этом обязательно стреляли из пушек. До кончины Екатерины II на башне Адмиралтейства ежедневно устраивались полуденные концерты в исполнении оркестра Адмиралтейства.

Адмиралтейская верфь

Адмиралтейская верфь

Вскоре после наводнения 7 ноября 1824 года у восточного павильона Адмиралтейства на деревянном возвышении поставили 24-фунтовую пушку. Она служила для извещения жителей тремя выстрелами о прибытии воды. Фонарь на куполе Адмиралтейства использовался в качестве пожарной каланчи. Он был местом дежурства часового, который наблюдал за начинавшимися пожарами и сообщал о них караулу.

В начале 1820-х годов часть помещений нового Адмиралтейства заняло морское министерство под различные флотские ведомства, в частности под Главное присутствие. Здесь по-прежнему работал музей, который в 1805 году был создан из петровской модель-каморы, и библиотека при нём. Но из-за того, что смотритель модельного фонда капитан-лейтенант Н. А. Бестужев принял участие в восстании декабристов, в 1827 году Николай I приказал музей закрыть.

Если восточная часть Адмиралтейства в 1820-х годах уже перестраивалась по новому проекту, то западная так и не была завершена согласно плану Захарова. Сохранилось описание этой части здания в начале десятилетия: «От оных же главных ворот левая половина и с заворотом к Петровской площади при взгляде на наружность кажется вполне оконченною, но оная часть, составляющая всю левую половину строения, нельзя назвать, что и вчерне вся отстроена, потому что в оной части только выведены каменные капитальные наружные и внутренние стены, положены в среднем и верхних этажах потолочные балки, отделаны стропила и покрыта по оным крыша, следовательно, более в себе ничего не заключает, как только стены, балки и стропилы с крышей, да оштукатуренная наружность с принадлежащим украшением. Итак, выстроенное вчерне строение находится в таком положении почти десять лет, нисколько не приносит пользы и не соответствует предназначенному предмету…» [Цит. по: 9, . 177]

Начало работам по отделке помещений между башней и церковью было положено только в 1825 году. А 30 апреля того же года «в угловой части, начиная от церкви и в заворот к Петровской площади до среднего большого выступа» было решено разместить Училище корабельной архитектуры [там же]. Приспособление Адмиралтейства под новые цели осуществлял архитектор Э. К. Аннерт. На месте огромного лепного фриза он разместил почти квадратные окна для освещения тёмных комнат третьего этажа, украшенные флотскими киверами по рисунку А. Е. Штауберта. Тогда же частично были перепланированы квартиры адмиралов и министра.

Большая перестройка

К XIX веку здание адмиралтейство стало центром «невского трехлучия» — к нему сходились главные городские улицы: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. Поблизости был выстроен роскошный Зимний дворец, которому верфь серьезно уступала по части внешнего вида.

6 мая 1806 года за перестройку здания взялся архитектор Андреян Захаров, сын служащего Адмиралтейств-коллегии. За год до этого он был назначен главным архитектором Морского ведомства, сменив на этом посту Чарльза Камерона. Смена облика адмиралтейства стала его первым проектом в новой должности.

Статья по теме Вернадский для рабочих. Как был устроен Народный дом Паниной в Петербурге

Он решил сохранить конфигурацию старого здания, увеличив при этом его главный фасад до 407 метров. Шпиль, сооруженный при Коробове, Захаров менять не стал. Зато он дал себе волю по части скульптуры, щедро украсив фасады рельефами и пристенными скульптурными группами работы Степана Пименова, Василия Демут-Малиновского, Артемия Анисимова.

На месте бывших фортификационных сооружений архитектор обустроил бульвар, на месте которого сегодня красуется Александровский сад с фонтаном. Производственные мастерские и административные учреждения морского и речного флота продолжали здесь работать почти до самой революции. Но и потом здание не меняло своей морской функции: с 1917 года здесь действовал Центрофлот, с 1925 года в здании — Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 года там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.

До конца 2008 года там же находился и штаб Красноз
До конца 2008 года там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы. Фото: / Надежда Пивоварова

Теги