Демокрит биография интересные факты. Демокрит

философия

В контексте, в котором развивался Демокрит, приоритет был не эмпирическим подходом, а логикой, и необходимость достигать концепций только через рациональность.

Это объясняется тем, что эти философы преуменьшали все, что воспринималось через чувства, которым они не давали характеристики надежности. Они, включая Демокрита, оценили, что сенсорное восприятие было чрезвычайно относительным.

атомизм

Одним из наиболее значимых вкладов Демокрита было создание философской школы атомизма. Эта линия мысли возникла в ответ на вопрос, поднятый Парменидом, который подтвердил, что материя неизменна и вечна, и что изменения, наблюдаемые нашими чувствами, являются ошибками восприятия..

В этом смысле Демокрит и Левкипп указывали на то, что на самом деле существовали определенные неизменные материалы, которые были объединены различными способами, чтобы вызвать изменения, которые мы наблюдаем в этом вопросе. Эти «неизменяемые материалы» назывались «атомами», что в переводе с греческого означает «неделимый»..

Согласно атомистической школе, атомы — это крошечные твердые частицы, которые различаются по размеру, массе и форме и движутся в вакууме, отталкивая. Когда они сталкиваются друг с другом, они образуют конгломераты, которые порождают другие более сложные материалы.

Это означает, что макроскопические объекты, которые мы наблюдаем ежедневно, на самом деле являются скоплениями мелких атомов..

Теория Демокрита об атомах была верна во многих отношениях, но философы ее отвергли. Тем не менее, это повлияло на развитие атомной теории Далтона.

Атомная теория

В рамках атомистической школы Демокриту приписывают развитие атомного закона вселенной. Этот закон был задуман некоторое время назад тем, кто был его учителем, философом Леучиппо..

Основные элементы этой теории могут быть обобщены с учетом следующих моментов. Во-первых, атомы имеют пять специфических характеристик: первая из них состоит в том, что они неделимы, то есть они никогда не могут быть разделены.

Вторая особенность заключается в том, что они вечны, продолжительны во времени, не имеют ни начала, ни конца. Третья особенность заключается в том, что они несжимаемы, имеют определенные формы и размеры, поэтому их нельзя сжать.

Четвертая характеристика связана с ее однородностью; Хотя они могут иметь определенные различия с точки зрения форм и фигур, атомы являются однородными с точки зрения их внутреннего состава.

Наконец, пятая характеристика, которую Демокрит присвоил атомам, заключается в том, что они невидимы. Их невозможно увидеть, потому что они бесконечно малы, не воспринимаются человеческим глазом; у нас есть только возможность получить доступ к результату комбинации нескольких из этих.

Кроме того, для Демокрита различные конфигурации и комбинации, которые были сгенерированы из атомов, отличались между собой с точки зрения свойств произведенного элемента. То есть разные составы генерировали разные свойства.

Отношения с Богом

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что Демокрит не рассматривал Бога в том, что соответствует миру, поэтому этот философ считается первым атеистом в истории, а также первым мыслителем с материалистическим характером..

Для Демокрита материя была создана не Богом, а самой собой. Он подсчитал, что все изменения, представленные существами, были связаны с физическими проблемами, а не со сверхъестественными элементами или действиями..

Фактически, фундаментальный аспект теории, предложенной Демокритом, связан с концепцией случайности как основы для понимания мира. Этот философ утверждает, что и необходимость, и случайность составляют элементы, из которых генерируются все процессы.

движение

В учении Демокрита и Левкипа было важное соображение о движении. До сих пор это движение задумывалось как явление, которое возникло своевременно, в результате того или иного действия..

С другой стороны, Демокрит установил, что движение является элементом, который существует сам по себе, и даже был одним из первых, кто представил концепции, связанные с тем, что мы сегодня знаем как инерцию..

вакуум

Эта концепция Демокрита, связанная с небытием, рассматривалась как сущность с неабсолютным характером. Это так, потому что он считает, что вакуум был сценарий, в котором свободные частицы, не связанные друг с другом, двигались.

Демокрит установил, что вакуум также присутствует в этом вопросе, потому что он считал, что каждый атом характеризовался определенной формой, что позволяло ему связываться с другими, чтобы генерировать определенный элемент.

Комбинация, без слияния

Этот союз атомов был только комбинацией, а не сплавом, потому что эти частицы всегда оставались как разные элементы друг от друга.

Затем, согласно Демокриту, в этих вновь образованных элементах вследствие смешения атомов также имеется небольшая часть вакуума, которая способствует дифференциации каждого атома..

На самом деле, пустота — это пространство, которое позволяет атомам находиться в постоянном движении и придает им характеристику вечности..

Демокрит установил, что атомы собираются вместе, чтобы генерировать новые элементы. В результате столкновения этих элементов с другими атомы снова разделяются, а затем объединяются с другими, образуя новые элементы и т. Д..

Тогда, без существования вакуума, у атомов не было бы идеального сценария, чтобы раскрутить и воссоединиться с другими, сформировать новые комбинации.

«Высшее благо»

С точки зрения этики Демокрит следовал философии, подобной гедонизму, настолько, что его можно было считать предшественником. Он был одним из первых философов, которые подняли вопрос о существовании «высшего блага» или цели, которую он назвал «хорошим юмором» или «радостью»..

Это хорошее настроение было напрямую связано со способностью человека наслаждаться жизнью, не беспокоясь о проблемах, которые ее окружают..

Он также отметил, что это состояние благополучия было достигнуто посредством умеренного поиска удовольствий, различая два типа: полезные и вредные удовольствия, являющиеся инструментами, которые вызывали радость.

Демокриту приписывают фразу «храбрый человек — тот, кто побеждает не только своих врагов, но и его удовольствия».

Видео

Божественная сила в учениях Демокрита

По результатам философских трудов можно сделать вывод, что богам не место в мире. Атомизм категорически опровергал существование потусторонней силы. Ученый был уверен, что народ сам придумал себе мифические образы и поклоняется им.

Согласно его рассуждениям, божество — это силы человеческого мышления и природы. Мифические воплощения, созданные религией по, возможно, вымышленным наблюдениям, смертные существа.

Обучение и путешествия

Множество темных пятен оставляет биография Демокрита, краткое содержание трудов которого представляет интерес и сегодня (как жаль, что оригиналы не сохранились!) Этот философ был выходцем из богатой семьи. По легенде, переданной Диогеном Лаэртием, он учился у халдеев и магов, подаренных Ксерксом, персидским царем, его отцу. Такой подарок Ксеркс якобы сделал ему за то, что тот угостил обедом персидское войско, проходившее через Фракию. Демокрит истратил богатое наследство, оставленное после смерти отца, на путешествия. Он побывал в Вавилоне и Персии, Египте и Индии. Некоторое время философ жил также в Афинах, где слушал инкогнито Сократа. Не исключено, что и с Анаксагором встречался Демокрит. Биография его наполнена множеством предположений, но не забывайте о том, как давно жил этот философ. Воссоздать жизненный путь многих его современников весьма непросто.

Этика

Самым важным в существовании человека Демокрит считал его благостное состояние покоя, которое лишено страстей. Зло же, по мнению учёного и философа, неизбежно настигнет человека, который неграмотен и не имеет знаний. Из этого он делал вполне закономерный вывод о том, что устранить подобную проблему можно, лишь приобретя все необходимые знания.

Космология

Великая Пустота пространственно бесконечна. В первоначальном хаосе атомных движений в Великой Пустоте спонтанно образуется вихрь. Симметрия Великой Пустоты оказывается нарушенной внутри вихря, там возникает центр и периферия. Тяжелые тела, образующиеся в вихре, имеют тенденцию скапливаться вблизи центра вихря. Различие между легким и тяжелым не качественное, а количественное, и уже в этом заключается существенный прогресс. Сепарацию вещества внутри вихря Демокрит объясняет следующим образом: в своем стремлении к центру вихря более тяжелые тела вытесняют более легкие, и те остаются ближе к периферии вихря. В центре мира формируется Земля, состоящая из наиболее тяжелых атомов. На внешней поверхности мира образуется нечто вроде защитной пленки, отделяющей космос от окружающей Великой Пустоты. Поскольку структура мира обусловливается стремлением атомов к центру вихря, мир Демокрита имеет сферически-симметричную структуру.

Демокрит — сторонник концепции множественности миров. Как описывает взгляды атомистов Ипполит,

Миры бесконечны по числу и отличаются друг от друга по величине. В одних из них нет ни солнца, ни луны, в других — солнце и луна большие, чем у нас, в третьих — их не по одному, а несколько. Расстояние между мирами не одинаковые; кроме того, в одном месте миров больше, в другом — меньше. Одни миры увеличиваются, другие достигли полного расцвета, третьи уже уменьшаются. В одном месте миры возникают, в другом — идут на убыль. Уничтожаются же они, сталкиваясь друг с другом. Некоторые из миров лишены животных, растений и какой бы то ни было влаги. Множественность миров следует из принципа изономии: если процесс какого-то рода может происходить, то в бесконечном пространстве где-нибудь когда-нибудь он обязательно происходит; то, что происходит в данном месте в данный момент времени, должно происходить и в других местах в те или иные моменты времени. Таким образом, если в данном месте пространства возникло вихреобразное движение атомов, приведшее к формированию нашего мира, то схожий процесс должен происходить и в других местах, приведя к формированию других миров. Получающиеся миры не обязательно одинаковы: нет никакого основания, чтобы не существовали миры вовсе без солнца и луны или с тремя солнцами и десятью лунами; только земля является необходимым элементом каждого мира (вероятно, просто по определению этого понятия: если нет центральной земли, это уже не мир, а просто сгусток вещества). Более того, нет никаких оснований также и для того, чтобы где-нибудь в беспредельном пространстве не образовался в точности тот же мир, что и наш. Все миры движутся в разных направлениях, поскольку равноправны все направления и все состояния движения. При этом миры могут сталкиваться, разрушаясь. Аналогично, равноправны все моменты времени: если образование мира происходит сейчас, то где-то оно должно происходить и в прошлом, и в будущем; в настоящее время разные миры находятся на разных стадиях развития. В ходе своего движения мир, образование которого не закончилось, может случайно проникнуть в пределы полностью сформированного мира и оказаться захваченным им (так Демокрит объяснял происхождение небесных светил в нашем мире).

Поскольку Земля находится в центре мира, то все направления от центра равноправны, и у неё нет основания двигаться в каком-то направлении (такого же мнения о причине неподвижности Земли придерживался Анаксимандр). Но есть и свидетельство, что, по мнению Демокрита, изначально Земля перемещалась в пространстве, и только впоследствии остановилась.

Однако он не был сторонником теории шарообразной Земли. Демокрит приводил следующий довод: если бы Земля была шаром, то солнце, заходя и восходя, пересекалось бы горизонтом по дуге окружности, а не по прямой линии, как на самом деле. Конечно, этот довод несостоятелен с математической точки зрения: угловые диаметры Солнца и горизонта очень сильно различаются, а этот эффект можно было бы заметить только в том случае, если бы они были почти одинаковы (для этого, очевидно, пришлось бы удалиться на очень большое расстояние от Земли).

По мнению Демокрита, порядок расположения светил следующий: Луна, Венера, Солнце, другие планеты, звезды (по мере увеличения расстояния от Земли). При этом чем дальше от нас светило, тем медленнее (по отношению к звездам) оно движется. Следуя Эмпедоклу и Анаксагору, Демокрит считал, что падению небесных тел на Землю препятствует центробежная сила. Демокриту принадлежит гениальная догадка, что Млечный Путь является множеством звезд, расположенных на таком маленьком расстоянии друг от друга, что их изображения сливаются в единое слабое свечение.

Что такое душа согласно Демокриту?

Философ представлял себе душу в форме атома. Именно этим атомом, как полагал он, объясняются различные особенности душевной жизни. Основная из них — движение. Производящая движение душа сама должна быть подвижной. Следовательно, ее нужно представлять в виде огненных круглых атомов. Мышление — это также движение. А когда мы дышим, вместе с воздухом мы получаем новые огненные атомы, заменяющие потраченные атомы нашей души. Именно поэтому прекращение этого процесса приводит к смерти. Душа, считал Демокрит, — наиболее существенное в человеке. Он советовал заботиться прежде всего о ней, а не о теле. Философ считал, что все предметы являются одушевленными. Наполняющая весь мир душа и есть божество. Однако оно подчиняется механическим законам и не отличается качественно от материального бытия.

Теги