Интересные факты и данные из жизни Валерия Брюсова

Библиография

  • 1895 – «Chefs d’Oeuvre» («Шедевры»)
  • 1903 – «Urbi et orbi» («Городу и миру»)
  • 1907–1911 – «Земная ось»
  • 1907 – «Огненный ангел»
  • 1909 – «Все напевы»
  • 1911–1912 – «Алтарь победы. Повесть IV века»
  • 1912 – «Зеркало теней»
  • 1913 – «Ночи и дни»
  • 1916 – «Рея Сильвия. Элули, сын Элули»
  • 1916 – «Семь цветов радуги»
  • 1916–1917 – «Девятая Камена»
  • 1917–1919 – «Последние мечты»
  • 1922 – «Дали»
  • 1924 – «Mea» («Спеши»)
  • 1928 – «Неизданные стихи»

 

Видео

Библиография

  • 1895 – «Chefs d’Oeuvre» («Шедевры»)
  • 1903 – «Urbi et orbi» («Городу и миру»)
  • 1907–1911 – «Земная ось»
  • 1907 – «Огненный ангел»
  • 1909 – «Все напевы»
  • 1911–1912 – «Алтарь победы. Повесть IV века»
  • 1912 – «Зеркало теней»
  • 1913 – «Ночи и дни»
  • 1916 – «Рея Сильвия. Элули, сын Элули»
  • 1916 – «Семь цветов радуги»
  • 1916–1917 – «Девятая Камена»
  • 1917–1919 – «Последние мечты»
  • 1922 – «Дали»
  • 1924 – «Mea» («Спеши»)
  • 1928 – «Неизданные стихи»

Творчество поэта между двумя революциями

Реакцией Брюсова на настроения и события революции 1905 – 1907 годов стали драма «Земля» и сборник «Венок» (1905). В 1907 году выходит его прозаический сборник рассказов «Земная ось», в 1909 году публикуется поэтический сборник «Все напевы». В послереволюционные годы Валерий Яковлевич создает роман «Алтарь победы» (1911 – 1912), сборник рассказов «Ночи и дни» (1913).

В 1914 году, во время Первой мировой войны, Брюсов отправляется на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей». В 1916 году публикует сборник «Семь цветов радуги».

Эпитафия

«Его воспламенял призывный клич, Кто б ни кричал — новатор или Батый… Не медля честолюбец суховатый, Приемля бунт, спешил его постичь.

Взносился грозный над рутиной бич В руке самоуверенно зажатой, Оплачивал новинку щедрой платой По-европейски скроенный москвич.

Родясь дельцом и стать сумев поэтом, Как часто голос свой срывал фальцетом, В ненасытимой страсти всё губя!

Всю жизнь мечтая о себе, чугунном, Готовый песни петь грядущим гуннам, Не пощадил он — прежде всех — себя…» Стихотворение Игоря Северянина «Брюсов»

Образование

Валерий Яковлевич получил прекрасное образование в лучших частных школах Москвы: сначала учился в классической гимназии Ф. И. Креймана, из которой был отчислен через четыре года за пропаганду атеизма, затем — в гимназии Л. И. Поливанова. Известно, что у Брюсова была склонность к математическим наукам, в которых он делал успехи.

Высшее образование Валерий Яковлевич получил на историко-филологическом факультете Московского университета.

Творчество Брюсова

В середине 90-х годов 19-го века, Брюсову удалось написать множество произведений. Тогда же он задался целью распространить идеи символизма по всей России.

Его первые три сборника назывались «Русские символисты». В них были размещены переводы некоторых французских символистов, а также стихи начинающих поэтов.

Следующими сборниками стали «Это я», «Романсы без слов» и «Шедевры».

После этого Валерия Брюсова начали считать не только основателем символизма, но и его популяризатором.

Вскоре из-под его пера выходят сборники стихов «Третья стража», «Венок», и «Все напевы».

Стихотворения Брюсова насыщены историческими, мифологическими и абстрактными сюжетами. В них присутствует любовь, политика, философия и частные проблемы человека.

Интересен факт, что его творчество оказало влияние на таких поэтов, как Александр Блок (см. интересные факты о Блоке), Сергей Соловьев и Андрей Белый.

В 1912 г. Валерий Брюсов опубликовал «Зеркало теней», где были представлены стихи, написанные в более простой, чем обычно, форме.

Поэт никогда не останавливался на чем-то одном, и постоянно экспериментировал со стилем.

Например, в более позднем его творчестве прослеживались идеи урбанизма, когда речь заходила о больших и высокоразвитых городах.

Первые самостоятельные сборники

Очередное крупное событие в биографии Брюсова В. Я. – выход в свет первых самостоятельных стихотворных сборников – произошло в 1895 году. Тогда увидел свет сборник под названием «Шедевры» (Chefs d’oeuvre), в котором прослеживалась характерная черта начинающего поэта – немалая самовлюбленность (это же очевидно из дневника, который Брюсов вел в те годы; он писал, что его юность – это юность гения, а его жизнь и поступки оправдываются исключительно великими делами). Самовлюбленность же видна и в двух других сборниках Валерия, вышедших сразу вслед за первым. Это книги под названиями «Это я» и «Третья стража» (последняя посвящена Константину Бальмонту).

В те же годы Валерий Брюсов работал в одном из мос

В те же годы Валерий Брюсов работал в одном из московских издательств, занимался переводами. После окончания университета трудился в журнале «Русский архив» в течение нескольких лет.

Любовь и женщины

Подобно многим молодым людям своего времени, писатель вел записи всех важных жизненных событий. Значительную часть дневников составила личная жизнь Брюсова, его многочисленные любовные похождения, в которых он самозабвенно описывал свои чувства и переживания:

  1. Первым серьезным увлечением молодого символиста была 25-летняя Елена Андреевна Маслова из простой русской семьи, довольна некрасивая, с безумными глазами по описанию поэта. Роман длился около двух лет, пока болезнь и скоропостижная смерть девушки не прервали его.
  2. В 23 года поэт женился на обрусевшей чешке и гувернантке своих сестер Иоанне Рунт. По словам Зинаиды Гиппиус, девушка была «необыкновенно обыкновенной», тихого нрава, терпеливо переносила любовные похождения мужа. Хотя брак был бездетным, супруги прожили вместе до кончины писателя. Похоронив мужа, Иоанна дожила до глубокой старости, сохранив для потомков дневники поэта.
  3. Трагично сложилась судьба новой пассии Брюсова, дочери надворного советника Надежды Григорьевны Львовой, с которой литератор познакомился в 1913 году. Юная курсистка и молодая поэтесса очаровала уже маститого поэта, который был старше ее на 18 лет. Однако для Брюсова это было очередным увлечением. Не пережив неразделенной любви, она застрелилась из револьвера, оставив на имя писателя свои дневники и рукописи.
  4. «Ты — слаще смерти, ты — желанней яда», — так писал поэт о своей новой музе Нине Ивановне Петровской, с которой был связан узами любви более 7 лет. Отдаваясь чувствам одержимо и самозабвенно, Нина того же требовала и от Валерия. Но у него была другая всепоглощающая страсть, тогда она решила навсегда уехать из России. А в 1928 году, пережив поэта всего на 4 года, покончила жизнь самоубийством, включив газ в гостиничном номере.

Университет и декадентство

Годы учебы в университете оказали большое влияние на мировоззрение лидера русского символизма. Самые важные моменты университетского периода:

  1. В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Любимыми предметами его были, кроме истории и литературы, искусство, философия и иностранные языки.
  2. В университетские годы увлекся французскими символистами: Верленом, Бодлером, Малларме. Под влиянием их поэзии он стал формироваться как будущий поэт Серебряного века.
  3. В 1893 году Брюсов написал письмо Полю Верлену, в котором позиционировал себя в качестве будущего родоначальника символистского течения в России. В этом же году вышла его первая драма «Декаденты» о сложных взаимоотношениях французского символиста, его юной жены Матильды и молодого поэта Артюра Рембо.
  4. В период с 1894 по 1895 гг. были изданы несколько сборников под названием «Русские символисты», в которых наряду с другими поэтами, были напечатаны первые литературные опыты Валерия Брюсова. В последнем сборнике альманаха был опубликован моностих «О, закрой свои бледные ноги», вызвавший негативную критику в литературной среде.
  5. В 1895 году появился новый сборник стихов «Шедевры», в котором, по мнению критики, сильно влияние Верлена. Именно здесь впервые был провозглашен главный принцип, характерный для ранней лирики поэта, — «искусство ради искусства».

За 2года до окончания университета, вышел еще один сборник «Это я», в котором так же чувствовалось воздействие на мировоззрение поэта французского символиста. Период между сборниками «Шедевры» и «Это я», сам Брюсов назвал «декадентским».

Увлечения и привычки

Одаренный во многих областях, поэт был сложной и противоречивой натурой. Можно сказать, что ничто человеческое не было ему чуждо:

  1. Брюсов был увлеченным филателистом, собирая почтовые марки всех стран. Особой страстью его были марки колоний государств Европы. В 1923 году он стал председателем редколлегии Всероссийского общества филателистов, а через год вошел в состав редакции журнала «Советский филателист».
  2. В молодости Брюсов увлекался спиритизмом. Спиритические сеансы в основном проходили у него в доме, по литературным средам, когда собирались друзья-символисты Федор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус. В архиве Брюсова сохранились дневники этих встреч, где детально описана обстановка каждого сеанса и загадочные переживания во время их действия.
  3. Как и его отец, Брюсов был азартным человеком и увлекался тотализатором. Когда Яков Кузьмич приобрел скаковую конюшню, сын с присущим ему темпераментом окунулся с головой в новый для него мир скачек, жокеев и призов. В 1889 году в газете «Русский спорт» появилась первая статья Брюсова о тотализаторе. Свою увлеченность скачками он передал друзьям-гимназистам, которые превратили гимназию в ипподром, а учителей класса — в скаковых лошадей. За это Брюсова исключили из гимназии.
  4. Брюсов был заядлым морфинистом. Страсть к морфию привила Нина Петровская еще в 1908 году, эта зависимость с годами только нарастала. К сорока годам его внешность приобрела все признаки морфинизма: рано поседел, часто болел и становился с каждым днем все безразличнее и пассивнее к окружающему миру.

Преждевременную смерть Брюсова связывают с негативным на иммунную систему действием морфина. Родоначальник символизма скончался на 51-ом году жизни от воспаления легких и похоронен на Новодевичьем кладбище. После смерти мужа Иоанна Рут была хранителем и издателем его неизданных рукописей и дневников.

Теги