Интересные факты о Берлинской стене (18 фото)

Канализация за решёткой

После возведения стены около 5 тысяч человек убежали из Восточного Берлина в Западный и ФРГ. При этом, по разным данным, погибло от 125 до 192 человек, в том числе 8 пограничников ГДР.

Один из первых побегов через недостроенную Берлинскую стену совершил восточногерманский военнослужащий Ханс Конрад Шуман. Момент его прыжка попал на фотографию, которая впоследствии стала одним из символов холодной войны. Опасаясь мести со стороны спецслужб ГДР, Шуман не поддерживал контактов с оставшимися там родственниками. Оставшуюся жизнь страдал от депрессии и повесился в 1998 году.

При побегах на Запад восточные немцы, когда стена ещё только укреплялась, использовали всевозможную технику. В конце декабря 1961 года молодой машинист поезда Гарри Детерлинг, разогнав состав с вагонами, протаранил стену и благополучно вместе с пассажирами прибыл в Западный Берлин, правда, часть пассажиров решила вернуться домой.

Скульптура в Берлине, посвящённая побегу Шумана. Ф
Скульптура в Берлине, посвящённая побегу Шумана. Фото: Public Domain

В 1963 году военнослужащий армии ГДР Вольфганг Энгельс пытался на угнанном броневике протаранить стену. В него стреляли, дважды ранили. Перебежчик рассказывал, что пришёл в себя только за стойкой западноберлинского бара.

Чтобы предотвратить побеги еще одним экзотическим и весьма рискованным способом, в трубы берлинской канализации на границе двух секторов были встроены мощные стальные решётки.

Жителей многих прилегающих к границе домов выселили, в некоторых выходящих на Западный Берлин домах окна заложили кирпичом.

Джолин Албоу, Вольфганг и Дорис Энгельс на праздно
Джолин Албоу, Вольфганг и Дорис Энгельс на праздновании 50-летия его побега из Восточного Берлина, 2013 год. Фото: Public Domain

Один из знаменитых побегов через туннель, который фиксировала американская телекомпания NBC и о котором впоследствии был снят фильм «Туннель», случился в сентябре 1962 года, тогда из Восточного Берлина сбежали 29 человек. Для этого они много месяцев на глубине 12 метров рыли подкоп под стену длиной около 150 метров.

Несколькими месяцами раньше по «туннелю стариков» из столицы ГДР бежала группа пенсионеров, самому старшему из которых перевалило за 80. Они смогли прорыть туннель длиной почти 40 метров из курятника одного из них.

В 1973 году чемпион ГДР по планеризму Удо Эльке перелетел через границу на планере прямо во время первенства страны.

«Лучший день в моей жизни». Немцы о падении Берлинской стены Подробнее

Видео

Побеги через Берлинскую стену

По различным данным побег через Берлинскую стену готовили около 70 000 человек. Примерно 60 000 из них осудили за эту подготовку. Около 5 000 человек смогли преодолеть возведенную границу, 140 человек (по официальным данным) при попытке побега были убиты. Часть беглецов — гражданские, часть — военнослужащие.

У пограничников, которые патрулировали стену, было

У пограничников, которые патрулировали стену, было четкое указание убивать беглецов. Об этом знали, но попытки побега не прекращались. Люди пытались преодолеть ограждение самыми различными способами: прячась под днищем автомобиля, тараня его на грузовых автомобилях, роя туннели, переодеваясь в военную форму и даже прыгая из окон домов.

Самые известные побеги:

  • 1961 год, Конрад Шуман — ему достаточно было преодолеть лишь колючую проволоку высотой 80 см, чтобы оказаться в «другой» Германии; его прыжок был запечатлен на фото, облетевшее впоследствии весь мир;
  • 1961 год, машинист Гарри Детерлинг — протаранил стену на поезде на скорости 50 км/ч; вез пассажиров, часть которых вернулась в Восточную Германию;
  • 1962 год — жители ГДР захватили корабль, плывущий по Шпрее в ФРГ, напоив и связав капитана;
  • 1964 год — за 3 дня через подземный туннель в ФРГ сбежали 54 человека;
  • 1979 год, Ганс Стрельчик и Гюнтер Ветцель — самостоятельно изготовили воздушный шар и перелетели через ограждение.

Гораздо меньше повезло тем, кто пытался перепрыгнуть Берлинскую стену из своих окон. Они были или застрелены, или разбивались насмерть. Не смог повторить побег на воздушном шаре Винфрид Фройденберг. Он упал вместе с самодельным летательным аппаратом.

« Мы строили, строили…»

Первоначально стену ставили на скорую руку, из кирпичей и бетонных блоков. Поверху — колючая проволока и вмурованные осколки стекла. Каждый километр — деревянные вышки с прожекторами для наблюдения.

Девятнадцатого июня 1962 года стену решили«расширить и углубить», как сказал бы один будущий генсек.

В Восточном Берлине посносили мешавшие строения — и создали пустую полосу между уже двумя стенами, шириной от 30 до 100 метров. Внешняя была выше и постоянно совершенствовалась. К ней примыкала шестиметровая контрольно-следовая полоса, рядом шла асфальтовая дорожка для пограничников. Поверх забора — колючая проволока на стальных прутьях в форме буквы Y.

Стена, 1968 годСтена, 1968 год
Стена, 1968 год

В 1965 году стене нового образца добавили бетонные или стальные балки и сборные панели из железобетона. А также толстые трубы — чтобы за них нельзя было ухватиться при побеге.

А в 1976 году для внешних ограждений начали ставить специальные модульные элементы Grenzwall 75 — из железобетона, в виде буквы L. Высота — почти четыре метра, ширина — больше метра. Толщина — от 22 см внизу до 12 см наверху.

Ставим легко и быстро, так же быстро свариваем выступающую наружу арматуру. Готово!

Структура Берлинской стены и модульный элеменСтруктура Берлинской стены и модульный элемен
Структура Берлинской стены и модульный элемент Grenzwall 75 

В итоге Берлинская стена стала очень хитрой конструкцией. Сначала — внутренний(ближе к ГДР) забор из проволоки, высотой три-четыре метра. Потом — забор с сигнальной системой, сигнальные растяжки, асфальтовая дорожка для патрулей, контрольно-следовая полоса, ров от автомашин,«ежи» и шипы — от машин же. И наконец, внешняя стена — высотой от трёх до четырёх метров.

Стена, 1978 годСтена, 1978 год
Стена, 1978 год

Такая могучая штука длиной свыше 43 км разделяла кварталы Западного и Восточного Берлина. Для прочих границ Западного Берлина со стороны ГДР хватало и меньшей охраны — благо помогали леса и каналы. А что же роботы?

Мемориальный комплекс

Комплекс на Бернауэр штрассе — самый крупный мемориал, посвященный истории создания и разрушения Берлинской стены. Именно здесь туристы и жители города могут проникнуться атмосферой двух разделенных территорий, почтить память погибших на этой границе людей.

  Интересный факт! Бернауэр штрассе называют «поло

Интересный факт! Бернауэр штрассе называют «полосой смерти» из-за множества трагических случаев, произошедших здесь в период разделения Германии.

Мемориальный комплекс, торжественно открытый в 2010 году, включает в себя:

  • пограничную полосу длиной 1,4 км со сторожевой башней, остатками заграждения и защитными конструкциями;
  • музей, в состав которого входит библиотека и архив с документами (не для публичного доступа);
  • смотровую площадку — находится в здании музея, позволяет в подробностях изучить территорию;
  • часовню Примирения — построена на месте готической церкви, которую взорвали при строительстве стены;
  • памятные кресты, стену с фотографиями и датами смерти жертв Берлинской стены («окно поминовения»).

Вход на территорию мемориального комплекса бесплат

Вход на территорию мемориального комплекса бесплатный, осматривать пограничную полосу можно круглосуточно. Музей работает по определенному расписанию, которому подчиняется и смотровая площадка. Вход туда также бесплатный.

Берлинскую стену называют стеной позора. Ее 28-летнее существование вписало немало трагичных страниц в историю Германии, да и всего мира. И даже 1,4 км пограничной полосы, сохранившейся в мемориальном комплексе, достаточно, чтобы хоть немного понять ужас тех, кого надолго разделили буквально за одну ночь.

Интересные факты о Берлинской стене

  1. Перед возведением Берлинской стены около 3,5 миллионов жителей Восточной Германии сбежали в Западную часть Германии.
  2. За время своего существования с 1961 по 1989 годы Берлинская стена остановила почти, что всю эмиграцию и отделяла восточную и западную часть Германии почти 30 лет.
  3. Перед падением «бетонной границы» в 1989 году длина стены составила 155 км, из них 127,5 км были с электрической или звуковой сигнализацией. У сооружения было 302 смотровые башни, 259 собачьих площадок, 20 бункеров, которые охраняли более 11 тысяч солдат.
  4. В тех местах, где границу разделяли дома, двери и окна, на нижних этажах были замурованы.
  5. После возведения стены около 5000 людей попытались убежать. В результате погибло от 98 до 200 человек.

  	Бургомистр Берлина и будущий канцлер ФРГ социал

  1. Бургомистр Берлина и будущий канцлер ФРГ социал-демократ Вилли Брандт окрестил сооружение «Стеной позора», что быстро было подхвачено западными СМИ.
  2.  «Полоса смерти», которая была проложена по Восточному Берлину, в ширину составляла от 30 до 150 метров, была оборудована прожекторами и охранялась солдатами с собаками. В качестве препятствий использовались сигнальные провода, колючая проволока, шипы. Далее шла траншея и противотанковые ежи, которые установили на случай вооружённого конфликта. Были насыпаны и песчаные полосы, по которым никто не смог бы пройти незамеченным.
  3. Предполагается, что за время существования стены бежать пытались приблизительно 10 000 человек и примерно у половины это получилось.
  4. Чего только не предпринимали люди, чтобы попасть на Запад. В настоящее время существует Музей Берлинской стены, где рассказывается, на какие ухищрения шли люди, чтобы преодолеть её.
  5. Сегодня на улицах Берлина остаются лишь несколько оригинальных участков стены. Один из них был превращён в самый большой объект уличного искусства в мире.

Кусочек Берлинской стены и сейчас самый популярный сувенир с Германии его можно приобрести в любом сувенирном магазине за пару евро.

Спасибо, что читаете наш блог. До скорой встречи на страничках нашего Дневника Путешествий

Теги