Интересные факты жизни Михаила Врубеля

«Действительный студент» Михаил Врубель

Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. Его отец Александр Врубель служил военным юристом. Мать была дочерью астраханского губернатора, известного картографа и адмирала Григория Басаргина.

Михаил Врубель. Автопортрет. 1904—1905. Государственная Третьяковская галерея, МоскваМихаил Врубель. Свидание Анны Карениной с сыном. 1878. Государственная Третьяковская галерея, МоскваМихаил Врубель. Автопортрет. 1885. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

В 1859 году мать будущего художника умерла от чахотки. Через четыре года Александр Врубель женился снова: его второй супругой стала петербурженка Елизавета Вессель. У детей сложились добрые отношения с мачехой. Она занялась их воспитанием, развитием и даже укреплением здоровья: от рождения Михаил Врубель был слабым и болезненным, даже ходить начал только в три года. Уже взрослым он с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров».

Занимались детьми и родственники Елизаветы Вессель. Ее сестра Александра учила их музыке, а брат Николай, педагог, опробовал на детях новые методики — развивающие игры. К десяти годам Михаил Врубель увлекался музыкой, театральным искусством и рисованием.

Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. В студенческие годы Врубель увлекался философией и театром, создавал иллюстрации к литературным произведениям. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Учеба на юридическом факультете не особенно привлекала Врубеля: он два года учился на втором курсе и не смог защитить дипломную работу, из-за чего получил низшую ученую степень — действительный студент.

Видео

Скандал с павильоном Врубеля на Нижегородской выставке

В 1896 году Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно размером 20×5 метров для Всероссийской нижегородской выставки, приуроченной к коронации императора Николая II. Врубель задумывает образ царевны Грёзы вдохновляющей художника. Комиссия выставки признала оба панно Врубеля — «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», — чудовищными и отказала в экспонировании на выставке!

В ответ Савва Мамонтов построил к приезду императорской четы специальный павильон под названием: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Правда, последние слова в итоге пришлось убрать с надписи.

Газеты взорвались критикой. Особенно отличался Максим Горький. В пяти (!) статьях о выставке он разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника.

Михаил Врубель. Сирень. 1900. Третьяковская галере
Михаил Врубель. Сирень. 1900. Третьяковская галерея

Врубель не дорожил написанными работами. Отношение к финансам

Врубель не дорожил своими работами, он писал на чем попало, порой работы не заканчивал. В уже известной нам семье Праховых даже прятали от него незаконченные работы! Он мог переписать уже законченную и даже проданную работу, как это случилось с заказом от миллионера Терещенко.На проданной работе «Христос в Гефсиманском саду» Врубель, увлекшись цирковой артисткой, написал ее портрет. Узнав о случившемся, коллекционер потребовал назад деньги, которых у художника уже не было и ему пришлось обратиться за ссудой.

Михаил Врубель. Пан. 1899. Третьяковская галерея
Михаил Врубель. Пан. 1899. Третьяковская галерея

Художник любил богемный образ жизни, однако почти всегда был стеснен в средствах. По воспоминаниям К. Коровина, получив большой гонорар за заказ, он распорядился им следующим образом:

«Он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришёл поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актёры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завёрнутое в салфетку шампанское и наливал всем. — Как я счастлив, — сказал он мне. — Я испытываю чувство богатого человека. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады. Все пять тысяч ушли, и ещё не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг».

Единственный кормилец

М. А. Врубель и Н. И. Забела. Фото 1896 года Надежда Забела-Врубель в костюме Царевны-Лебедь Царевна-Лебедь. Картина М. А. Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина.

В первый год нового, ХХ века у Михаила Александровича и Надежды Ивановны родился сын, которого они назвали Саввой в честь своего неизменного благодетеля. После этого жена Врубеля оставила сцену и полностью посвятила себя заботе о ребенке. Содержание семьи полностью легло на плечи художника.

Врубель впал в глубокую депрессию, головные боли не проходили, а работать нужно было в разы больше. Михаил Александрович писал по 14 часов в день, изматывал себя, перестал принимать гостей и общаться с родными. Образ поверженного демона полностью завладел сознанием художника.

Портрет сына

В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник -

В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник — Саввушка. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа». Врубель винит в беде себя. Мучившие художника головные боли усиливаются. Депрессии сменяются вспышками ярости, которые Врубель нередко выплескивает на незнакомых людей. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется, искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. В его усталых и не по-детски мудрых глазах отражается горечь от встречи с этим миром и отблеск трагической судьбы, о которой мальчик будто догадывается. Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии.

Нравиться всем — зло

Голова Демона. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон» Тамара в гробу. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон» Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон» Танец Тамары. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон» Тамара и Демон. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». 1890 год

Через несколько месяцев после знакомства Мамонтов нашел для Врубеля отличный проект, благодаря которому художник мог бы стать известным. Издатель Петр Кончаловский хотел выпустить в свет на пятидесятилетие со смерти Лермонтова двухтомник его произведений с иллюстрациями лучших художников России. Над оформлением книги работали Репин, Васнецов, Айвазовский, Шишкин. Врубель же на тот момент был почти никому не известен.

Иллюстрации Михаила Александровича подвергались самым большим правкам, а когда книга была издана, критики в пух и прах разнесли его работы. Художника обвиняли в том, что он не сумел прочувствовать стиль поэта, что он создал не картины, а грубые карикатуры. Как к этому отнесся сам Врубель? Очень просто. Живописец принял на вооружение известную цитату Фридриха Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло».

В тот же момент, когда Врубель работал над иллюстрациями к двухтомнику Лермонтова, он создал своего знаменитого «Демона сидящего».

Демон сидящий. Михаил Александрович Врубель

Демон сидящий. Михаил Александрович Врубель

Картина предназначалась для рабочего кабинета Саввы Мамонтова. Заказчик заплатил за полотно, но сказал художнику, что картина ему не понятна и не нравится. На это Михаил Александрович ответил, что очень бы расстроился, если бы его благодетель понял бы произведение.

Душевные демоны

Михаил Александрович изначально обладал плохой генетикой. Дед — Михаил Врубель страдал алкогольной зависимостью, по материнской линии имел маниакальное расстройство. На протяжении жизни у художника были признаки невменяемости, он совершал ненормальные поступки, мог впасть в оцепенение.  Однако его действия в основном связывали с творческой натурой. К болезни привила разгульная жизнь, которую вел Врубель в юношеские годы. Он заразился сифилисом и не получил должного лечения, поначалу болезнь затаилась, но в зрелые годы дала о себе знать.

Толчком стал врожденный дефект сына и то, что Врубель временно был единственным кормильцем в семье. Он начал часами просиживать в мастерской, работая над образом демона. Вскоре эта картина обернулась для художника навязчивой идеей. Полотно закончено, но Михаилу становится все хуже: он погружен в себя, забывчив. Его помещают в психиатрическую лечебницу, врачи ставят диагноз прогрессивный паралич. Врубель страдает манией величия, нарушением речи. Периодически болезнь отступала, и художник возвращался в семью, но эти моменты были непродолжительными и он вновь возвращался в клинику. Вскоре недуг стал прогрессировать, и Михаил ослеп, потерял осязание. Умер живописец от воспаления легких, его сестра предположила, что он специально стоял под открытым окном.

Поверженный

«Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почт

«Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. Он по несколько раз в день мог переделывать сюжет и работал над картиной, порой, по 20 часов в сутки. И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным. Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. Через восемь лет ослепший Врубель сам будет доведен болезнью до самого края, с которого трагически обрушится вниз, подобно поверженному Демону, изуродованное тело которого на полотне разбито о скалы. Художник осознанно проведет несколько часов, стоя перед открытой форточкой, вдыхая морозный воздух, что обернется воспалением легких. Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию!», и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств.

Теги