Объективность

Похожие файлы

  • Тест для подготовки к ЕГЭ — "Биология как наука. Методы научного познания"

  • Дидактические материалы для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования

  • Педагогические технологии при подготовке учащихся к Единому государственному экзамену по математике

Видео

Критерии научного познания

Целью научного познания является научная истина. Она должна удовлетворять следующим условиям:

  • условие всеобщего обобщения и соотнесения с другими научными фактами (научность утверждения зависит от количества фактов, которым оно соответствует);
  • условие высокой точности (математика – это лучший способ уточнения утверждений);
  • условие высокого информационного содержания (чем более общий характер носит утверждение, тем выше его информационное содержание);
  • условие высокой эпистемологической достоверности (высокая степень подтверждения посредством опыта);
  • условие логической простоты (высокой степени систематизации).

Виды знаний

Виды знаний весьма многообразны и соответствуют естественным видам познания.

Научные:

  • естественнонаучные;
  • социально-гуманитарные;
  • научно-технические;
  • математические.

Ненаучные:

  • обыденные;
  • религиозные;
  • мифологические;
  • философские;
  • художественные и др.

Эмпирические методы научного познания

  • Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
  • Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
  • Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
  • Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к  метру, грамму).

Пояснение.

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

Формы научно-познавательного процесса

Основными формами научного познания являются:

  • Научные факты – это отражения реальных фактов из окружающей действительности в сознании человека. Научные факты могут подвергаться верификации – специальной проверке, призванной доказать их истинность;
  • Эмпирические законы, представляющие собой обобщения эмпирических, т.е. взятых из практического опыта, фактов, позволяющих выявлять связи между процессами и явлениями окружающей реальности;
  • Проблемы – теоретические либо практические вопросы, появляющиеся у исследователей в ходе познавательного процесса и требующие обоснованных ответов;
  • Гипотезы – формируемые на базе научных фактов предположения, объясняющие какое-либо явление или процесс. Нередко гипотезы требуют доказательств своей истинности и научной проверки;
  • Теории —  самые полные формы научных познаний об определенном предмете, явлении или процессе. Теория формируется на основе доказанной и проверенной гипотезы, представляя собой комплекс, в чей состав входят идеи, принципы и положения, предоставляющие людям наиболее полную картину окружающего их мира.

Функции познания

Познанию отведены две важнейшие для общества и каждого отдельного человека функции. Первая из них заключается в формировании у индивида с помощью познавательной деятельности собственного мировоззрения, а также стратегии и принципов по взаимодействию с другими людьми и миром. Благодаря этому люди смогли не только адаптироваться к условиям окружающей их среды, но и начали преобразовывать ее.

Вторая ключевая функция познания заключается в формировании у человека в процессе познавательной деятельности критического подхода к собственной личности, что со временем становится главнейшим условием для саморазвития индивида, его становления и самосовершенствования. А движение вперед отдельных людей постепенно приводит в движение все общество.

Виды истины

Истина едина, но в ней можно выделить объективный, объективный, абсолютный и относительный аспекты. Каждый из них рассматривается как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе. Такие знания никогда не могут быть опровергнуты.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, которое соответствует определенному уровню развития общества. При этом способы получения этого знания зависят от определенных условий, места и времени их получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определенным местом, временем, обстоятельствами. Например, изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника.

Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания, то есть от человека.

Формы научного познания

Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.

  • Научный факт — это объективное  отражение в сознании человека сущности  изучаемого  предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)

Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли  — это научный факт.

  • Эмпирический закон – форма познания, выраженная в суждении, которое объективно доказано, выражает повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и процессами (например, законы Ньютона)
  • Проблема — (от греч.— задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.
  • Гипотеза -(от греч.— предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.
  • Теория – (от греч. — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
  • Концепция — (от греч. — понимание, система)- полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества). Синонимом слова является слово «доктрина», то есть совокупность официально принятых взглядов на определённую проблему.

Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

Теги