топ-9 Вкладов Царя Вавилона Хаммурапи (1810-1750 гг. до н. э.)

Кто такой Хаммурапи?

Хаммурапи – самый известный из вавилонских правителей. Дата его рождения до сих пор не установлена, но ученые сходятся во мнении, что во время восхождения на престол он был достаточно молод. Не знают историки и точного происхождения его имени.

Некоторые исследователи склоняются к прочтению «Хамму-раби», что означает «предок велик». Другие полагают, что царя называли «Хамму-рапи», то есть «предок-целитель».

Когда Хаммурапи начал править в Вавилонии, его государство было весьма скромным и помимо столицы включало только несколько небольших городов на расстоянии до 80 км. События его 43-летнего правления дошли до нас благодаря принятой в Месопотамии традиции называть годы по каким-либо деяниям правителей.

Wikimedia Commons / Mohamm3dfadil (CC BY-SA 4.0)
Wikimedia Commons / Mohamm3dfadil (CC BY-SA 4.0)
Начало царствования Хаммурапи ознаменовалось установлением так называемой «справедливости» (прощения долгов всем жителям), поэтому второй год его правления получил название «год справедливости Хаммурапи».

Видео

Защита собственности царя, храмов и общинников

Человека, совершившего кражу имущества, приговаривали к смерти. Этот принцип касался и вавилонянина, который взял на хранение или купил что-либо у раба или несовершеннолетнего. Данные категории людей не могли иметь собственного имущества, поэтому следует, что они его украли, то есть продали краденное. Также, приговаривали к смерти человека, который скрыл раба сбежавшего от своего владельца, так как рабы являлись собственностью.

Семейное право

Связь мужчины с чужой женой каралась законом, который предусматривал их утопление. В случае прощения мужем виновной женщины и женой совершившего проступок мужчины участников прелюбодеяния можно было оставить живых. Изнасилование малолетней девушки каралось смертной казнью. Женщина, находящаяся в браке, имела право заключить договор с мужем о разделе долгов, которые они имели до брака. Данный закон свидетельствует о дееспособности женщины.

Структура общества при Хаммурапи

Деление на сословия при царе Хаммурапи отметило лишь начало своего формирования, в связи с этим сословия не стали закрытыми общественными группами: перемещения из одного сословия в другое было возможно, заключение браков между представителями разных сословий также не запрещалось. 

Пример 8

Перечень законов Хаммурапи не предусматривал особого, юридически привилегированной позиции элитарных слоёв населения: дворцовой и храмовой верхушки, командующий армией — их права и обязанности перед страной не отличались от личных и имущественных прав и обязанностей производящих слоев населения, крестьян и ремесленников, из того же сословия авилум. Более дорого ценилась лишь честь представителей верхнего сословия вавилонского общества.

Каждый авилум обладал правом на наличие и распоряжение недвижимостью, которая была расположена на территории общины, правом на выбор сферы жизнедеятельности, правом на принятие участия в органах социального самоуправления — собраниях либо поквартальных городских встречах, правом на неприкасаемость своего нажитого имущества, правом на защиту своих здоровья, чести, жизни. Каждый общинник попросить материальной помощи у своих соседей, а оказавшись плененным, рассчитывать на выкуп из средств казны храма своего населенного пункта.

Вместе с тем каждый авилум был в курсе: не существует прав без обязанностей — данный принцип претворялся в жизнь посредством свода законов Хаммурапи, поэтому любой свободнорождённый член общины был готов отбывать трудовую и военную повинности, выплачивать налоги, принимать участие в органах самоуправления общины, а также эффективно и плодотворно служить там, где это полагалось: в мастерских ремесленников, на полях, в профессиональном войске, в храме, в административном аппарате, в торговой общине и так далее.

Замечание 5

Община — важнейшая форма общественной организации Древнего Междуречья. Она выступала как третейский судья, администратор, казначей. Мнения и слова общинников играли огромную роль в судебных процессах, они оказывали влияние на определение уровня тяжести проступка и могли спровоцировать за собой потерю статуса свободного человека и для женщин, и для мужчин.

Основные законы Хаммурапи

Теперь давайте кратко рассмотрим некоторые самые интересные законы царя Хаммурапи из этого кодекса и их суть.

  • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
  • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
  • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
  • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
  • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
  • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

Теги